Почему в Таиланде не воруют обувь у храмов: буддийская бухгалтерия кармы

Меня всегда поражала одна деталь в Таиланде: возле буддийских храмов, массажных салонов и даже маленьких лавочек люди оставляют свою обувь прямо у входа. И никто её не трогает. Я смотрю на эти ряды сандалий и ботинок, иногда довольно дорогих, и не могу отделаться от мысли: «Как же так? Ведь их так легко унести». Никакой охраны, камер наблюдения — полная свобода действий для вора. Честно говоря, это заставляет задуматься о собственном восприятии мира: может, я слишком циничен, а может, в нас слишком глубоко сидит этот принцип «что плохо лежит».

Спросим у тех, кто оставляет

Чтобы разобраться, я решил спросить у самих тайцев. Я дождался у входа в храм на Екамаи в Бангкоке женщину, которая выглядела спокойной и умиротворённой после молитвы. Постаравшись выглядеть как можно более безобидно и немного растерянно — эта роль «большого седого ребёнка» обычно хорошо работает — я с тысячей извинений задал ей свой вопрос.

К счастью, она неплохо говорила на смеси тайского и английского, так что мы поняли друг друга.

Ответ, который всё ставит на свои места

Её ответ был простым и искренним. Она сказала, что даже мысли не возникает, что её обувь может кто-то взять. Она доверяет людям, потому что судит их по себе. Но дальше началось самое интересное — её объяснение, почему воровать невыгодно.

Оно оказалось лишено высокопарных слов о морали или угроз тюрьмой. Всё строилось на чёткой, почти бухгалтерской логике, уходящей корнями в буддизм, который здесь воспринимают на инстинктивном уровне.

Бухгалтерия кармы: плюсы, минусы и итоговый баланс

Она объяснила, что в буддизме нет понятия «отпущения грехов», как в некоторых других религиях. Вместо этого есть система кармы: каждое твоё действие — это либо «плюсик», либо «жирный минусик». Всё это копится, а после смерти подводится итоговый баланс. От этого сальдо зависит твоя следующая жизнь: переродишься ли ты в более высоком статусе или, наоборот, скатишься вниз.

И вот представьте: цена пары сланцев или даже дорогих кроссовок — это ничто по сравнению с тем колоссальным минусом, который ты получаешь в свою карму за кражу. Этот проступок нельзя просто «замолить» или купить индульгенцию. Чтобы компенсировать его и улучшить баланс, придётся потратить огромное количество времени, сил и средств на добрые дела.

Вывод, который сделала моя собеседница, был чисто практическим: Не выгодно! Риск испортить свою карьеру в следующих жизнях абсолютно несоизмерим с сиюминутной выгодой.

После разговора

Поблагодарив её, я задумался. Христианская доктрина с её возможностью получить прощение через исповедь и покаяние, кажется, не учитывает такой мощный сдерживающий фактор, как прямая и нестираемая ответственность за каждый поступок в системе личной кармы. Конечно, я не теолог и не собираюсь оспаривать догматы. Это просто наблюдение.

А как думаете вы? Что сильнее удерживает от плохих поступков: вера в божественное прощение или понимание неотвратимости последствий для собственной души?