Петербург — это не просто город на Неве, а целый лабиринт из рек, каналов и островов. Интересно, что точное количество ни тех, ни других до сих пор остаётся загадкой для исследователей. То же самое можно сказать и о мостах: считать ли таковым лишь грандиозную переправу через широкую Неву или скромный трёхметровый переход на Каменном острове тоже заслуживает этого звания? История города знает немало примеров, когда острова, здания и мосты появлялись на картах, а затем бесследно исчезали. Сегодня я хочу рассказать об одном таком пропавшем мосте, следы которого, впрочем, до сих пор можно разглядеть внимательному наблюдателю.
Мост, которого не стало
Хотя этот случай далеко не единственный в летописи Петербурга, он особенно примечателен тем, что о нём остались вполне осязаемые напоминания, которые нетрудно обнаружить даже сегодня.
Измайловский мост и его невидимый сосед
Через Фонтанку переброшено множество мостов. Одним из старейших является Измайловский — переправа на этом месте существовала уже с 1738 года. Ширина моста, даже после расширения в 1861 году, составляла всего около 16 метров, что для оживлённого центра города, соседствующего с Сенной площадью и Ново-Александровским рынком (его останки, кстати, были не так давно обнаружены археологами), явно было недостаточно. Транспортный поток рос, и для нового вида общественного транспорта — конки — рядом с Измайловским мостом построили его дублёра. Интересно, что отдельного имени ему даже не дали — мост начинался в створе Никольского переулка.
Эпоха трамваев
Позже мост стали называть «Измайловским трамвайным». Как нетрудно догадаться, на смену конке пришёл трамвай, и для него сооружение перестроили и значительно укрепили. На старой фотографии 1913 года он предстаёт во всём своём индустриальном величии.
Своим строгим железно-балочным обликом он даже напоминал знаменитый Большеохтинский мост — мощный и функциональный. Вот, для сравнения, сам Большеохтинский:
Закат и наследие
Трамваи курсировали по этому мосту вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем маршруты изменились, необходимость в переправе отпала, а к 1951 году её и вовсе признали аварийной. К 1958 году мост был полностью разобран. Однако память о нём не канула в Лету. Если прогуляться по набережной Фонтанки, можно увидеть выступающие из воды массивные каменные устои — это и есть сохранившиеся опоры исчезнувшего Измайловского трамвайного моста. Они остались и с одной, и с другой стороны реки, как немые свидетели прошлого.
Увидеть эти исторические фрагменты, а заодно насладиться осенними видами Петербурга на набережной Фонтанки, можно в моём видео:
Кстати, мой канал на Youtube –подписывайтесь! Регулярно выкладываю видео о Петербурге.
Вот такая увлекательная история об одном из многих, но не забытых полностью мостов Санкт-Петербурга.
