Бывает, что определённые мысли возникают у многих людей одновременно, будто витают в воздухе. Совсем недавно, буквально в течение трёх дней, в двух совершенно разных публикациях читатели независимо друг от друга предположили, что на старых снимках изображены умершие люди. Примечательно, что раньше подобные догадки в комментариях мне не встречались.
Что такое post mortem?
Post mortem, или посмертная фотография, — это обычай снимать недавно скончавшихся людей. Он появился в XIX веке вместе с изобретением дагеротипа. Умерших часто фотографировали так, будто они живы — усаживали в кресло или ставили в окружении родственников. Эта своеобразная традиция была особенно популярна в Англии и США в конце позапрошлого столетия.
Например, под одним из снимков читательница оставила такое замечание: «Шестое фото от конца не post mortem ли? Слишком странная поза ребенка на полу».
А под другой фотографией пользователь написал: «Могу ошибиться, но это не посмертное фото семьи с девочкой справа. Навевает неестественная поза правой ноги — приподнята пятка и черный платок на голове матери».
Была ли эта традиция в России?
Уверена, что на этих конкретных фотографиях люди совершенно живы. Насколько мне известно, в России, особенно в сельской местности, подобная мода на постановочные посмертные снимки не получила распространения. Возможно, отдельные представители аристократии и пытались перенять эту странную западную традицию, но мне не удалось найти ни одного подтверждённого примера на авторитетных ресурсах, например, на сайтах музеев. Конечно, в интернете иногда встречаются старые русские фотографии, которые выдают за post mortem, но, как правило, это либо чья-то выдумка, либо ошибка автора публикации.
Вот, например, я могу предположить, что эта женщина снята посмертно, и многие поверят, потому что её поза и выражение лица выглядят необычно. Но это будет чистый вброс, так как на фото — Елена Сергеевна Ананьева, жившая в начале XX века.
Почему старые фото кажутся странными?
Странные, на наш современный взгляд, позы и застывшие лица на старинных снимках имеют простое объяснение. Фотографии в то время делались с длительной выдержкой, и людям приходилось долго и неподвижно позировать перед камерой, что было физически неудобно.
Кроме того, сам процесс съёмки был событием торжественным и важным, поэтому люди старались придать лицу серьёзное, отстранённое выражение. Из-за этого часто возникал эффект некоторой безжизненности. Дети же могли попросту бояться незнакомого громоздкого аппарата.
Как же снимали умерших в России?
Безусловно, в России тоже фотографировали умерших. Существовала традиция снимать человека в последний путь — в кровати или в гробу, запечатлевать сам похоронный обряд. Однако этих людей не пытались изобразить живыми. Часто фотографировали даже не лицо, а общий план, снимок делали со стороны. Поэтому такие кадры, на мой взгляд, нельзя отнести к классическому post mortem в западном понимании этого термина.
