Раз уж недавно я рассказывал о самом острове Моржовец, то сейчас хочу поделиться подробностями нашей высадки и впечатлениями от одного конкретного заброшенного объекта. На острове существует целая покинутая военная часть, а то, что мы исследовали, похоже, было её «филиалом» — новым комплексом, который начали возводить, вероятно, для размещения личного состава, но так и не завершили, бросив на стадии строительства.
Мы подошли к острову на своей яхте и встали на якорь, чтобы переждать непогоду. Решив размять ноги, мы сошли на берег и почти сразу заметили вдалеке очертания строений. Наш путь лежал именно туда. Вскоре мы оказались в низине у большого озера, лицом к лицу с группой полуразрушенных зданий. Первым делом я направился к ближайшему кирпичному сооружению, которое по всем признакам должно было быть электростанцией.
Так оно и было. Однако внутри нас ждало разочарование: абсолютно пустая кирпичная коробка. О её прошлом назначении говорили лишь бетонные фундаменты под дизель-генераторы и едва уловимый, но характерный запах машинного масла, застоявшийся в воздухе.
Не найдя здесь ничего интересного, мы двинулись дальше. По пути то и дело попадались кучи строительного мусора, а иногда — целые штабеля неиспользованных материалов, оставленные как будто вчера.
Группа недостроенных зданий
Вот ещё один комплекс строений, поставленных плотной группой. Внутри — та же пустота. Одно здание, судя по конструкции, было техническим, другое, с более современными формами, вероятно, предназначалось для жилья. Похоже, здесь планировали создать комфортабельный блок для солдат, но до ума так и не довели. Рядом стоит более старая казарма, которая когда-то была обитаема, а теперь целенаправленно и методично разрушена.
Всё это выглядело особенно странно на фоне нашего предыдущего опыта. Обычно мы бываем на объектах, которые просто законсервировали — там всё остаётся на своих местах, создавая иллюзию замершей жизни.
Следы планомерного уничтожения
Здесь же, на Моржовце, картина иная. Объект, не успев достроить, видимо, просто «упразднили», сделав его намеренно непригодным для использования. Стены этого дома явно рушили экскаватором, обнажив окрашенные стены внутренних помещений. Вот здесь была столовая, тут, наверное, Ленинская комната, а здесь — кубрики для солдат. И повсюду — абсолютная, оглушающая пустота. Уходя, люди забрали с собой всё ценное, оставив лишь откровенный хлам.
Я спустился в один из подвалов, заросших влажным мхом. Среди ящиков и прочего хлама удалось разглядеть лишь электровыключатели и патроны для лампочек. Моя спутница Наташка даже не стала заходить в эти помещения — ей было сразу понятно, что кроме облупившейся краски и пыли там ничего нет.
Но тогда возникает вопрос: почему новые, недостроенные здания стоят нетронутыми, а старые — целенаправленно разрушены?
Версия о замороженной модернизации
Возможно, здесь планировалась масштабная модернизация? Новый комплекс почти возвели, старый начали сносить, но потом, допустим, наступили лихие 90-е, финансирование прекратилось, и проект заморозили, а затем и вовсе свернули. Звучит логично. Размышляя об этом, я остановился перед огромной ёмкостью для топлива.
Таких резервуаров было несколько, и все они казались почти новыми. Строительство не довели до конца: в стенах остались технологические лазы для рабочих. В один из таких резервуаров мы, конечно, залезли. Внутри меня охватило очень странное, почти мистическое чувство, похожее на то, что я испытал, когда однажды забрался в сферическое радиопрозрачное укрытие для РЛС в Амдерме.
Звуки внутри этой гигантской железной бочки отражались от стен, накладывались друг на друга, создавая бесконечную реверберацию и сливаясь в сплошную звуковую кашу. От этого гула слегка кружилась голова и менялось восприятие. Потоптавшись на проржавевшем насквозь полу в облаке странных шорохов и эха наших голосов, мы выбрались наружу и направились обратно.
Но на обратном пути нам попались ещё и заглублённые командные пункты.
Я, разумеется, полез и туда. Внутри не нашлось ничего, кроме странных двух-очковых туалетов и полностью истлевших фильтро-вентиляционных установок. Та же пустота, только усиленная водой по щиколотку и звуком одиноких капель в полной темноте.
