Заброшенная ракетная база в Кневичах: как выглядит бывшая РТБ для стратегических бомбардировщиков Ту-16

Перед вами — остатки ремонтно-технической базы, которая когда-то обслуживала вооружение первых советских многоцелевых дальних стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16. Эта база работала в составе 183-го морского ракетоносного авиационного полка дальней авиации Тихоокеанского флота на авиабазе «Кневичи».

История этого места началась в 1952 году, когда 49-й минно-торпедный авиационный полк дальнего действия, уже перешедший на самолёты Ту-14, перебазировался на аэродром Западные Кневичи. Спустя семь лет, в 1959 году, полк приступил к освоению новых, по тем временам передовых, многоцелевых дальних скоростных бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16.

Эти машины стали первыми в СССР серийными реактивными дальними бомбардировщиками, способными нести не только тяжёлые авиабомбы и ракеты, но и ядерное оружие.

Для обслуживания такого серьёзного вооружения потребовалась специальная инфраструктура. Так рядом с авиабазой началось строительство ремонтно-технической базы (РТБ). Насколько мы смогли разобраться, она состояла из двух частей: РТБ ЧМО (в/ч 53015), отвечавшей за материальное обеспечение, и РТБ-К (в/ч 36036), которая занималась непосредственно обслуживанием ракет и их боевых частей. Есть предположение, что в её ведении могли быть и ядерные боеголовки. Среди служивших это место было известно как «База Сомова» (в/ч 49400).

В 1971 году 49-й полк был переименован в 183-й морской ракетоносный авиационный полк и вошёл в состав 25-й морской ракетоносной авиационной дивизии. Ходят слухи, что причиной переименования стало предательство начальника разведки из соседней части, передавшего секретные данные американцам. Позже эта дивизия была удостоена двух орденов Красного Знамени.

Перед самым распадом СССР полк, последним на Тихоокеанском флоте, получил новые многоцелевые бомбардировщики Ту-22М2. Однако уже в 1993 году его расформировали. Самолёты перегнали на аэродром Каменный Ручей в Монгохто, а ремонтно-техническая база оказалась не у дел. До начала 2000-х годов помещения использовали как склады для различного военного имущества, в том числе и средств радиационной, химической и биологической защиты, а затем передали в ведение фермеров.

Что осталось сегодня

Давайте посмотрим, что сохранилось до наших дней. Когда-то территорию надёжно охраняли несколько рядов ограждений по периметру. Теперь они почти все повалены.

Все подступы прикрывали долговременные огневые точки.

Охрану этого особого участка авиабазы несла отдельная часть — взвод в/ч 36036.

Вот так выглядит сейчас главный контрольно-пропускной пункт внешнего периметра технической зоны.

На площадке под открытым небом ржавеет старый погрузчик.

Рядом с бывшими воротами когда-то располагалась караульная.

Заглянем внутрь помещений.

Смотреть, впрочем, уже особенно не на что. Лишь некоторые предметы быта напоминают о последних годах жизни базы перед тем, как её окончательно забросили.

Например, старый телевизор или разбитый монитор.

От ворот КПП уходит дорога ко второму КПП, который охранял уже внутренний периметр.

Внутри этого периметра находились самые важные объекты: хранилища специальных изделий, сборочный цех, монтажно-испытательный корпус и открытые площадки для хранения.

Вот так выглядит сборочный цех.

Если присмотреться, над воротами ещё можно разглядеть нарисованный лес. Даже грибы под ёлками.

Раньше здесь работала кран-балка.

Рядом — площадка с выездом на территорию между внешним и внутренним периметром, где когда-то были обширные площадки открытого хранения.

Наш коллега по исследованию заброшенных мест прислал несколько фотографий ржавеющей техники на территории.

Хранилища специальных изделий

Теперь пройдём к самим хранилищам, где когда-то содержались специальные изделия.

Их было три: два длиной по 70 метров и одно — 50 метров.

Подступы к хранилищам прикрывали дополнительные огневые точки, расположенные уже внутри внутреннего периметра.

С начала 2000-х годов территорию заняли фермеры. Они завели большую стаю недружелюбных собак и сами не слишком рады незваным посетителям.

Перед вами хранилище №3 длиной 70 метров. В середине 2000-х к нему пристроили небольшой домик, на крыше которого теперь установлены солнечные батареи.

Как пишут в соцсетях те, кто здесь служил, в начале 1980-х в этом хранилище содержались «изделия №095». Что это конкретно было — нам, конечно, неизвестно. :) Сейчас летом оно пустует, а осенью, судя по всему, используется для хранения картофеля.

Входы в хранилища защищены мощными защитно-герметическими воротами.

Когда-то бетон был раскрашен под лес, как и на сборочном цехе.

Хранилище №2 такой же длины. С противоположного входа фермеры лет пять назад пристроили к нему большой жилой дом с выходом прямо внутрь. Туда мы, естественно, не пошли.

Изнутри хранилища представляют собой обвалованные ангары, собранные из быстровозводимых железобетонных арок.

Возле третьего хранилища мы наткнулись на интересную находку.

Носовые обтекатели — то ли от крупных ракет, то ли от самолётов.

А вот хранилище №1 длиной 50 метров. На заднем плане виден тот самый дом фермеров, пристроенный ко второму хранилищу.

С этого ракурса хорошо видна толщина створок герметичных ворот.

В правых створках ворот есть небольшая дверь для прохода людей.

К сожалению, фотографий изнутри хранилищ у нас почти нет — теперь это частная собственность, и хозяева не горят желанием показывать их первым встречным.

Такие же массивные ворота установлены и с обратной стороны хранилищ.

Конечно, на территории был и свой туалет.

И небольшое сборное убежище для личного состава на случай тревоги.

Скорее всего, это и есть тот самый монтажно-испытательный корпус (МИК).

Заглянем в боковую пристройку.

Внутри — только остатки фермерского хлама.

Возле тыльного КПП стоит старый вагончик.

Здесь когда-то были ворота для выезда из внутреннего периметра.

Дальше по дороге находилась какая-то непонятная площадка.

И, судя по всему, артезианская скважина.

Которую приспособили под что-то непонятное, даже пристроили буржуйку.

Дорога вела ещё к одному цеху неясного назначения. Он находится в границах внешнего периметра РТБ, но теперь эта земля относится к действующей авиабазе, хотя сам цех тоже заброшен.

На этом наша экскурсия подошла к концу.

Если вам было интересно, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за внимание и до новых встреч в других заброшенных местах!