На самом деле, государству невыгодно, когда его граждане уезжают. Каждый человек важен для страны — это вопрос и престижа, и, что более прозаично, экономической выгоды, ведь каждый гражданин пополняет налоговую базу.
И хотя сегодня выезд за границу формально разрешён всем, кроме примерно 3,5 миллионов россиян, которым запрещён выезд, на уровне официальной риторики он не поощряется. До введения «выездных виз» или создания специальных комиссий по проверке благонадёжности, как это было в советское время, пока не дошло, поэтому основной инструмент воздействия — это пропаганда.
Эволюция образа уехавшего
Раньше всё было проще и жёстче. Человек, покинувший страну, автоматически становился предателем, клеймо было пожизненным, а последствия — трагическими. Сегодня риторика стала тоньше, хотя и не менее ядовитой. Теперь уехавших пытаются представить не столько врагами, сколько глупцами. В ход идут клише: «кинул страну в трудную минуту», «испугался трудностей», «а кто же будет поднимать Россию с колен?».
Однако эта тактика работает плохо. У людей слишком много контраргументов, главный из которых резонный вопрос: «А что хорошего это государство для меня сделало?».
Тактика высмеивания
Поскольку заклеймить не удаётся, в ход идёт другая тактика — насмешка. В полном соответствии с принципами психологической войны: если не получается очернить, нужно осмеять, чтобы лишить оппонента серьёзности.
Очень показательной в этом плане стала одна из статей РИА Новости, которая умудрилась совместить несовместимое. В ней эмигранты представлены полными идиотами, которые променяли уютную жизнь в российских городах, вроде Энгельса, на жизнь в итальянских бараках. Путешественников же автор изображает тупыми романтиками и нищими мечтателями, которые во всём себе отказывают, копят деньги, лишь бы увидеть мир. Зачем им это, вопрошает журналист, если у них есть ипотека в Хабаровске?
С тонкой, как ему кажется, иронией автор сравнивает таких людей с теми, кто в «лихие девяностые» питался дешёвой лапшой «Доширак», чтобы скопить на дорогой автомобиль «Лексус».
Перевёрнутая логика
Доводы доходят до абсурда. Например, автор сетует, что за границей у россиян неправильно отбирают детей. Мол, рожали бы лучше в России — здесь бы их отбирали по правильным, понятным процедурам!
Вся эта риторика напоминает перефразированное стихотворение Чуковского: «В Африке акулы, в Африке гориллы…» — только вместо предупреждения об опасностях звучит призыв даже не мечтать о другом мире. Главный посыл прост: сидите дома и не высовывайтесь. Мир снаружи — это для дураков, а умные остаются там, где им указано.
