Психиатрия власти: читаем, смотрим, диагностируем... Мания инфляции

Согласно официальной статистике Минздрава, от 20 до 25 процентов жителей России имеют те или иные психические расстройства. Это каждый пятый человек. А если верить некоторым альтернативным оценкам, цифры могут быть ещё выше — до одного из трёх.

Цифры и экстраполяция

Минфин, в свою очередь, сообщает, что в стране работает около 2,4 миллиона государственных служащих разных уровней. Если добавить сюда полтора миллиона сотрудников правоохранительных органов (не считая военных и Росгвардии), то простой математический расчёт показывает: среди тех, кто наделён властью — часто немалой — может оказаться до миллиона человек с психическими отклонениями.

Наблюдение как диагноз

Смотреть на это со стороны, особенно из-за границы, довольно занятно. Берёшь учебник по психиатрии, начинаешь искать характерные признаки — и действительно находишь!

Я вспоминаю, как один мой бывший коллега, с которым мы сидели рядом на аппаратных совещаниях у губернатора, коротал время. Он по образованию психиатр, и делать на этих многочасовых заседаниях ему было особенно нечего. Вот он и развлекался, мысленно составляя анамнезы для «людей на трибуне». Хороший был человек, светлая ему память...

Я, помня об этом, тоже иногда пробую.

Пример: борьба с инфляцией

Возьмём, к примеру, историю с инфляцией, точнее — с борьбой против неё. Это же чистейший пример маниакального синдрома, причём в его бредовой форме.

«В структуре маниакального синдрома центральное место занимает стойкий бред величия, ощущение собственной исключительности. Бредовые идеи при этом лишены откровенной нелепости, они выстроены достаточно логично и часто связаны с профессиональной деятельностью пациента.»

Вся эта борьба велась не ради здоровья экономики, не для улучшения благосостояния людей или укрепления курса рубля. Нет. Целью была сама победа над инфляцией как абстрактным показателем. Ради этой цели шли на подтасовку статистики, жонглирование цифрами, обвал национальной валюты, рост уровня бедности и уничтожение малого и среднего бизнеса.

И вот — победили! Отчитались. Идея-фикс реализована. И что в итоге?

Стало ли кому-то лучше от того, что второй год подряд инфляция формально снижается? Курсу рубля всё равно, цены в магазинах не спешат падать, кредиты для бизнеса как были недоступны, так и остаются...

Так какой же здесь диагноз?

Поправьте меня, если я не прав — комментарии к вашим услугам!