Недавно я поделился новостью о покупке «Буханки» 2016 года, и это вызвало бурную реакцию в комментариях. Многие сразу же забили тревогу: «Да она у тебя будет есть по 20 литров на сотню! Ты что, нефтяной магнат?» С другой стороны, более опытные владельцы УАЗов и аналогичных машин уверяли, что реальный расход держится в районе 10–12 литров. Такие же цифры я нашел и в официальной инструкции по эксплуатации.
Лично у меня не было твердой уверенности ни в тех, ни в других цифрах, хотя одна недавняя поездка на 100–150 километров косвенно намекала, что 409-й двигатель действительно может укладываться в заявленные 12 литров. И вот сегодня у меня наконец-то появилась возможность получить более точные и объективные данные о том, сколько же на самом деле топлива потребляет мой автомобиль.
Технологии будущего: устанавливаем бортовой компьютер
Впервые в жизни став владельцем инжекторного автомобиля, я почувствовал острое желание установить на него бортовой компьютер. Хотелось приобщиться к современным технологиям, получить полный контроль над электроникой и глубже понимать процессы, происходящие под капотом. Особенно меня беспокоил периодически загорающийся индикатор «Check Engine», причина которого была мне неизвестна. В общем, я заказал подходящий прибор, и вчера он наконец прибыл в пункт выдачи.
Получив заветную коробку, я немедленно установил компьютер на штатное место, подключил кабель к диагностическому разъему автомобиля — и все заработало! Никакой сложной возни с проводами, кусачками или изолентой — все оказалось до смешного просто. Первым делом я проверил ошибки, из-за которых горел «чек». Оказалось, ничего катастрофического: датчик абсолютного давления во впускном коллекторе был забрызган маслом из системы вентиляции картера и из-за этого выдавал некорректные показания. Немного покопавшись в интернете, я нашел решение: промыл датчик в бензине и сбросил ошибки через компьютер. Правда, в перспективе мне еще предстоит задача по снятию клапанной крышки и чистке штатного маслоотделителя, чтобы проблема не повторялась.
Первые шокирующие цифры: городской режим
Но вернемся к главному вопросу — расходу топлива. Первым делом я отправился в поездку по городу. Конечно, бортовой компьютер для максимальной точности требует калибровки под конкретный автомобиль, но даже без нее погрешность, я уверен, находится в разумных пределах. Реальность городской езды с ее бесконечными светофорами и пробками оказалась суровой: мгновенный расход топлива в моменты разгонов и простоев достигал умопомрачительных величин. В итоге средний показатель по городу подскочил до 24 литров на 100 км. Зрелище было не для слабонервных!
За городом: совсем другая картина
После городской суеты мы отправились домой, выехав на трассу. Здесь картина радикально изменилась. При движении на 4-й передаче со скоростью 60 км/ч мгновенный расход уверенно падал до 8–9 литров. Примерно такие же показатели держались и на 5-й передаче при 90 км/ч.
На затяжных подъемах, понятное дело, аппетит двигателя снова возрастал — вплоть до 30 литров, зато на спусках расход иногда падал практически до нуля. Доехав до продуктового магазина в соседнем поселке, я с облегчением увидел, что средний расход в таком загородном режиме составил всего 11 литров на сотню. Уточню: мы завели двигатель на окраине города и проехали в общей сложности около 40 километров по смешанному маршруту, закончив путь у «Пятерочки». Я уверен, что в условиях чисто дальнобойной поездки, когда ты весь день равномерно двигаешься по шоссе, расход и вовсе упадет до 10 литров или даже ниже.
Повседневный маршрут: магазин и обратно
Далее я решил проверить, сколько топлива уйдет на моем ежедневном маршруте до магазина и обратно. Это примерно 7 километров в одну сторону: сначала 2 километра по разбитой грунтовке от дома, а затем еще 5 километров по асфальту. Направление движения, я думаю, здесь роли не играет.
Что касается общего усредненного результата, который включил в себя и городскую езду, и трассу, и разбитые дороги, то итоговый расход за всю сегодняшнюю поездку составил 14 литров на 100 км.
Выводы и впечатления
Вот такие результаты у меня есть на данный момент. Конечно, я планирую продолжить наблюдения, но уже сейчас могу сделать некоторые выводы. Для дальних, неспешных поездок «Буханка» подходит отлично. Если не гнать и ехать в экономичном режиме, затраты на топливо можно свести к минимуму, и они будут сравнимы с расходом карбюраторной легковушки. На моей старой «Оде» при поездках за 160 километров в яхт-клуб я тратил не меньше. А вот в условиях города, как и прежде, выгоднее пользоваться общественным транспортом — эту истину я усвоил еще с тех пор, как впервые сел за руль машины с ДВС. В общем, с каждым днем моя «Буханка» нравится мне все больше.
