Первый Крымский мост: почему сталинская стройка века не пережила одну зиму

А вы в курсе, что у современного Крымского моста был исторический предшественник? Это не вымысел — сразу после Великой Отечественной войны на короткое время Керченский пролив действительно был преодолён. Мост, связавший Тамань и Крым, виделся ключевым звеном в транспортной системе всего юга Советского Союза и должен был совершить настоящую революцию в грузоперевозках.

Однако этому амбициозному проекту не суждено было осуществиться. Конструкция не выдержала испытаний первой же суровой зимой и была разрушена ледоходом. Что примечательно — в отличие от многих других грандиозных строек той эпохи, мост не стали восстанавливать «любой ценой», свернув работы. Лишь спустя десятилетия, в наше время, идея была реализована вновь.

Истоки проекта: мечта 30-х годов

Мысль о переправе через пролив впервые серьёзно обсуждалась ещё в довоенное время, на волне всесоюзной индустриализации. Страна ставила перед собой масштабные задачи, и казалось, что нет ничего невозможного для советского народа. Мост задумывался как центральное звено новой железнодорожной магистрали, которая бы самым коротким путём связала европейскую часть СССР и Украину с Кавказом, пройдя через Крым.

Однако сразу приступить к делу не удалось по банальной, но веской причине: отечественная промышленность тех лет просто не могла производить металлоконструкции необходимого размера и сложности. Такие гигантские фермы и пролёты делали только в Германии, и СССР разместил там соответствующий заказ накануне войны. Любопытно, что немецкие заводы успели изготовить значительную часть этих деталей.

Военная ирония: стройка, начатая противником

История получила неожиданный поворот: использовать заказанные СССР конструкции начали сами немцы после оккупации Крыма. Строительство моста ими было начато в 1942 году, но уже к 1943-му заморожено — ситуация на фронте резко ухудшилась, и возникла угроза скорого возвращения Красной Армии. Так и случилось в начале 1944 года.

Отступая в спешке, немецкие войска не успели ни вывезти, ни уничтожить складированные материалы. Таким образом, советской стороне достались и довоенные заготовки, и новые конструкции, произведённые уже в Германии для своих нужд.

Частично возведённые опоры и пролёты также уцелели, избежав повреждений как при отступлении, так и во время наших авианалётов. Буквально сразу после освобождения Керчи, ещё до полного окончания боёв в Крыму, на место прибыли первые строительные бригады. Они продолжили работу с того места, где остановились немцы.

Ударными темпами, всего за 150 дней, мост был достроен. В ноябре 1944 года по нему торжественно проехал первый железнодорожный состав, ознаменовав, казалось бы, великую победу над природой.

Роковая зима и ледяной удар

Но триумф был недолгим. Всего через три месяца, в феврале 1945-го, судоходная часть переправы рухнула. Виной всему стала аномально суровая зима. Строителям, по сути, не повезло: не будь тех морозов и мощного ледохода, мост, возможно, простоял бы гораздо дольше.

К зиме опоры просто не успели как следует укрепить. На это было несколько причин: все ресурсы страны по-прежнему уходили на фронт, логистика в глубоком тылу была нарушена, железные дороги разрушены, а промышленность, эвакуированная на Урал, не могла оперативно поставлять необходимые металлоконструкции.

В конце февраля 1945 года из Азовского моря в Чёрное двинулись гигантские ледяные поля толщиной до метра. Будь строительство полностью завершено или зима чуть мягче, опоры, вероятно, выстояли бы. К следующему сезону укрепляющие работы наверняка бы закончили, и ледоход перестал бы быть угрозой.

Но реальность была иной: ростверки опор не были полностью забетонированы, а из необходимого количества ледорезов установили лишь пять. Льдины пытались бомбить с воздуха и расстреливать из артиллерийских орудий, но это не помогло. С 18 по 20 февраля напор льда снёс часть опор и обрушил 15 промежуточных пролётов, многие из которых ушли на дно пролива.

После обрушения: почему не стали восстанавливать?

Строителям и руководителям проекта в какой-то степени повезло: поскольку причиной катастрофы была признана стихия, а не халатность, удалось избежать серьёзных репрессий. Сталин согласился с выводом, что вины людей в случившемся нет.

В последующие несколько лет правительственная комиссия рассматривала различные варианты возобновления строительства, изучала грунты и даже подготовила полную смету. Сумма оказалась астрономической — 2 миллиарда рублей в ценах 1949 года. Для страны, которая лежала в руинах и восстанавливала буквально всё, от жилья до заводов, такие затраты на один, пусть и важный, объект были неподъёмными.

Проект Крымского моста был отложен «до лучших времён». Эти времена наступили лишь семь десятилетий спустя, когда технологии, экономика и политическая вода позволили воплотить вековую мечту в жизнь.

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунт @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режиме он-лайн в сторис и публикациях.