Как ненецкие идолы их похитителям мстят (мистические, но реальные истории)

Эти две истории прошли в разное время: одна в XIX веке, другая в конце ХХ. Но и ту и другую народная молва связывает именно с идолами, отомстившими за надругательство над ненецким святилищем.

Итак, 6 апреля 1866 года в селе Юрома Мезенского уезда Архангельской губернии в семье деревенского священника родился будущий художник, фотограф, исследователь севера - Николай Авенирович Шабунин. Уверена, очень многие мои читатели про него слышали. Либо, даже если не слышали, то видели сделанные им фото.

Как ненецкие идолы их похитителям мстят (мистические, но реальные истории)

К старине, к русской культуре он относился крайне бережно и даже сетовал в своей книге "Северный край и его жизнь", что, мол:


Правда, это благоговение его относилось лишь к православной, но не к языческой культуре и вере.

Его всегда влек Север, откуда он привозил не только зарисовки, но и множество фотографий, запечатлевших церкви, постройки, занятия коренного населения. Также он делал наброски своеобразной жизни, обычаев и обрядов самоедов (ненцев), явно сильно интересуясь ими.

В поездках он также собирал материальные коллекции (украшения, одежду, предметы быта жителей Русского Севера), и впоследствии сдавал их в Этнографический музей Санкт-Петербурга. Но их ему или дарили, или продавали.

Как ненецкие идолы их похитителям мстят (мистические, но реальные истории)

Иначе дело обстояло с предметами религиозного культа ненцев, конечно, добровольно они бы своих идолов не отдали. Поэтому он их просто по сути украл, когда в январе 1906 года, в одну из последних поездок на Север, посетил сакральное для ненцев место - Козьмин перелесок.

Впоследствии об этом Мезенский краевед Н.А. Окладников писал:

Как ненецкие идолы их похитителям мстят (мистические, но реальные истории)

А вот вторая история, практически идентичная первой, но произошедшая в наше время.

Есть такой полярный исследователь - Пётр Владимирович Боярский (начальник и научный руководитель Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ)). Он изучает современную Арктику и также как и Шабунин, и многие другие исследователи, собирает найденные артефакты и сдает их в музей.

Так однажды он побывал на Вайгаче, священном ненецком острове, известном несчетным числом идолов, которым издревле поклонялись самоеды. Однако, по мнению Боярского, "уже во втором десятилетии XX века ненцы перестали бывать на Вайгаче с целью совершения языческих ритуалов". Поэтому оставшихся там идолов он решил попросту забрать, раз они, по его мнению, никому там якобы не нужны.

Дальше я буду избирательно цитировать Анатолия Можарова, который лично общался с Боярским, был на Вайгаче и вообще в курсе истории из первых рук:


Так этот идол и стоит там, если ничего не изменилось с 2017 года, когда мы были на Вайгаче, - по сей день. К счастью, в наше время по крайней мере обошлось уже без смертельного исхода среди участников событий.

Как ненецкие идолы их похитителям мстят (мистические, но реальные истории)