Перед вами Форт № 6 Владивостокской крепости, возведённый на горе Седанка по проекту 1910 года и названный в честь Императора Николая Александровича. Это мощное сооружение — живое свидетельство военно-инженерной мысли начала прошлого века.
Созданием этого грандиозного укрепления руководил талантливый военный инженер, капитан В. В. Буйко. Позже, с 1915 года, работы по его достройке взял на себя полковник И. Х. Шволковский. Масштаб проекта впечатляет: его сметная стоимость достигла астрономической по тем временам суммы в 3 247 832 царских рубля.
Вооружение и гарнизон
Форт проектировался как серьёзный оборонительный узел, способный разместить два взвода крепостной артиллерии и две роты пехоты. Его огневую мощь должны были составлять тринадцать 57-мм скорострельных пушек, две 3-дюймовые скорострельные пушки, шесть противоштурмовых орудий, два пулемёта и ещё две 3-дюймовые пушки, установленные в бронебашнях.
Инженерное устройство форта
Со всех сторон — с фронта и флангов — форт был защищён глубоким рвом. В его левой части находился одиночный кофр, рассчитанный на три пушки и пулемёт, к которому примыкали казематы кухни и электростанции. Этот узел обороны соединялся длинными подземными коридорами (потернами) с тыльным выходом и просторными тоннельными казармами.
В головной части рва был построен двухэтажный одиночный кофр на три 57-мм пушки и пулемёт. Он имел связь с подбрустверной галереей и собственную систему контрминных галерей — подземных ходов для борьбы с вражескими подкопами.
Справа располагался ещё более мощный, двойной двухэтажный кофр, вооружённый пятью 57-мм пушками и двумя пулемётами. Он также обладал контрминными галереями и выходом к нижнему брустверу.
В уступе рва можно найти ещё один, к сожалению, недостроенный кофр, планировавшийся для двух пушек и пулемёта.
Передняя часть форта скрывала под стрелковым бруствером просторную подбрустверную галерею с шестью выходами. Она служила не только укрытием для солдат, но и двумя из её выходов можно было быстро выкатить противоштурмовые пушки на специально подготовленные барбеты.
К огромному сожалению, грянувшая революция 1917 года не позволила завершить все задумки инженеров. Не успели возвести бетонные основания для бронебашен, не построили систему окопов на вершине (редюит), многие потерны остались без бетонной отделки.
Форт сегодня: военный объект и туристическая достопримечательность
В наши дни центральную часть исторического форта занимает действующий военный узел связи, и его современные тропосферные антенны возвышаются прямо на старинных брустверах.
Однако, если не вторгаться на закрытую территорию, остаётся возможность исследовать многие доступные участки этого грандиозного фортификационного комплекса. Солдаты на посту уже привыкли к потокам туристов, проходящим мимо.
Главное — вести себя уважительно и не соваться, куда не следует, тогда ваше присутствие никого не побеспокоит.
А мы спустимся в таинственные подземелья самого форта.
Подземный мир форта №6
В советское время в этих казематах была обустроена дизель-генераторная станция. Ещё несколько лет назад здесь можно было увидеть остатки мощного дизельного двигателя.
Один из многочисленных подземных коридоров — потерн.
Жемчужиной подземной части форта, без сомнения, является комплекс из четырёх глубоких тоннельных казарм. В эпоху СССР их приспособили под надёжные хранилища для боеприпасов.
Для удобства транспортировки грузов по потернам даже была проложена узкоколейка с поворотными кругами.
Контрминные галереи: защита от подкопов
А теперь заглянем в одну из самых интересных систем — контрминные галереи.
Это сеть узких, наклонных и разветвлённых тоннелей. Их предназначение было хитрым и эффективным: если противник начинал вести подкоп под стены форта, защитники из этих галерей должны были пробить встречную штольню, заложить взрывчатку и обрушить тоннель атакующих.
В подземельях есть и свои опасности — например, затопленные участки.
Можно встретить и недостроенные участки, и обрушения, и места, заваленные специально — для безопасности или по иным причинам.
На этом наша экскурсия подходит к концу.
Если наш рассказ о Форт №6 вам понравился, поддержите нас — поставьте лайк, подпишитесь на наш сайт и группу ВКонтакте. Обязательно ознакомьтесь с другими нашими публикациями об истории и фортификации.
Спасибо, что были с нами! До новых встреч в наших следующих исследованиях.
