На этой неделе нашему железнодорожному блогу исполняется год. В честь этого небольшого юбилея хочу поделиться с вами нашей историей, рассказать о принципах работы, о том, чего мы достигли и с какими сложностями столкнулись.
Меня зовут Кирилл Балберов, мне 32 года. Уже десять лет я работаю журналистом и редактором в разных СМИ, но, к сожалению, тема железных дорог редко вызывает у них энтузиазм.
А я поезда обожаю. С детства и по сей день я провожу в вагонах очень много времени, постоянно путешествуя между родными в Петербурге, Москве и около станции Новосокольники в Псковской области. Этот маршрут стал для меня родным.
Полтора года назад, узнав о платформе «Яндекс.Дзен», я почему-то сразу создал канал про авиацию — «Бортпроводник». Возможно, некоторые из вас его видели, он до сих пор существует. Тогда, на волне обсуждений после крушения Ан-148, тема авиации была у всех на устах, да и моя жена работает в аэропорту, так что она была близка.
Однако, активно начав вести авиаблог, я быстро понял, что мое сердце все же принадлежит поездам. Так и родился канал «1520. Все о ж/д».
Цифра 1520 — это ширина железнодорожной колеи в миллиметрах, стандарт для подавляющего большинства путей в нашей стране (если не считать узкоколеек).Сначала это был просто дневник моих личных наблюдений и размышлений о железной дороге, ее истории, проблемах и о тех отношениях, которые складываются между людьми в пути. Постепенно аудитория росла (сейчас нас читает 25 тысяч человек), и я стал готовить полноценные журналистские материалы. В конце 2018 года «Дзен» включил канал в свою программу для качественного контента «Нирвана».
Сегодня «1520. Все о ж/д» занимает восьмую строчку в рейтинге категории «Путешествия» и двадцатую — в общем рейтинге всех каналов «Нирваны». Ежемесячная аудитория составляет около 2 миллионов читателей. По оценкам алгоритмов «Дзена», канал находится на 42-й позиции среди 27 тысяч ресурсов на платформе.
Нас заметили в РЖД
В 2019 году мы постепенно начали превращаться в небольшое, но настоящее СМИ. У меня появились постоянные авторы — машинист тепловоза Алексей и проводница Екатерина, а также корректор Полина.
Вокруг блога стали ходить слухи, что его якобы ведет или спонсирует кто-то из РЖД. Особенно активно об этом заговорили после публикации, вызвавшей большой резонанс: «38-е место лучшее! Я беру верхнюю боковую у туалета. И вот почему». Многие решили, что это хитрый пиар со стороны перевозчика, пытающегося продвинуть самую непопулярную полку в вагоне.
Но это не так. Более того, до весны этого года у меня вообще не было никаких контактов с РЖД. Теперь, судя по всему, мои материалы начал отслеживать и сам перевозчик. В начале мая в статье о проблемах с вентиляцией в вагонах ФПК я вскользь упомянул о духоте в вагоне, где ехала моя жена. Спустя несколько часов после публикации со мной связался начальник вагонного участка, принес извинения за неудобства и даже предложил компенсацию.
Я отказался. Мне очень не хотелось бы, чтобы у кого-то сложилось впечатление, что я пишу ради материальной выгоды. Лучшим извинением для всех пассажиров станет реальное улучшение сервиса.
В то же время я благодарен РЖД за обратную связь и, например, за приглашение на презентацию нового вагона в Москве, что позволило мне одним из первых рассказать читателям о будущих купе. Также я ценю сотрудничество с Тверским вагоностроительным заводом (скоро выйдет наш репортаж о том, как создаются вагоны), компанией «Тверской экспресс» и некоторыми другими перевозчиками.
Лучшие материалы блога по моему мнению
Если бы мне пришлось составить личный ТОП-15 лучших публикаций за все время существования канала, он выглядел бы так. Очень рекомендую почитать эти тексты, если вы еще с ними не знакомы. На мой взгляд, именно такие материалы должны составлять основу нашего блога:
1. Двухвагонный сцеп от РЖД: проводников и титанов нет, душ и холодильник под замком
2. Если завтра война, спасет только паровоз, но их почти не осталось. Рассказ машиниста
3. Если поезд дергается – значит, плохой машинист? Машинист ответил
4. Как выглядит Крымская ж/д в ожидании поездов из России (честный репортаж с ФОТО)
5. Как кассир в «Пятерочке». Сколько получает машинист тепловоза РЖД. Расчет
6. На что жалуются пассажиры и как всем угодить. Отвечает проводница
7. Почему поезд так медленно прибывает на конечную. Объясняет машинист
8. Создатели плацкарта со шторками объяснили, зачем убрали рундуки, титан и матрасы
9. Страшнее, чем бросить в унитаз. Что будет, если лом положить между рельс
10. Тест поезда «Экспресс». Новые немецкие вагоны между Москвой и Петербургом
11. Тест поезда. Поездка в новом плацкарте: шторки, сенсорный кипятильник и датчики в туалете
12. Тест поезда. Поездка в самом крутом вагоне линии Москва – Петербург (ФОТО)
13. Что всегда лежит в сумке машиниста и почему ее называют сундучком
14. Что случится с поездом, если машинист уснет? Отвечает машинист
15. Эти тепловозы возили ядерный щит страны и работают по сей день. Рассказ машиниста
Выбор читателей
Мое представление о лучших материалах и предпочтения читателей (а точнее, рекомендательных алгоритмов) сильно различаются. Вот как выглядит ТОП-10 самых читаемых публикаций за год:
1. 38-е место лучшее! Я беру верхнюю боковую у туалета. И вот почему
2. «Сейчас та девочка нам уступит». Смешные истории о тех, кто хотел поменяться местами
3. «Ехал после операции, но со всего вагона ко мне шли с просьбой поменяться местами»
4. «Бабка наглая оказалась». 6 историй про тех, кто попросился с верхней полки вниз
5. «Пассажирка из нового купе попросилась в старый плацкарт». Начальник поезда – о конфликтах в вагонах
6. И вдруг из туалета вышел юноша. Крик души пассажира поезда
7. Нужно ли уступать нижнюю полку пенсионерам
8. «Пришлось загонять наверх с милицией». Битва за нижнюю полку глазами проводников
9. «Я ехала на нижней боковой, а пассажир сверху изводил меня»
10. «Страшнее всего – мамочки из плацкарта». Письмо уволившегося проводника
Планы на будущее
За этот год произошло очень многое. Платформа «Яндекс.Дзен» все еще молодая и работает не всегда стабильно. За это время несколько раз менялись алгоритмы, которые определяют, какие статьи видят читатели. Возможно, вы этого не замечали, но я видел, как скачут графики посещаемости.
И, несмотря на все успехи, о которых я рассказал, будущее пока выглядит неопределенным. К сожалению, особенно после моего выступления на «Дзен.Понедельнике», на платформе появилось множество железнодорожных блогов, публикующих откровенную ерунду (ниже я дам ссылки на пять блогов, которые читаю сам и вам советую). Платформа не всегда это оперативно отслеживает, и серьезным материалам приходится конкурировать... скажем так, с весьма странным контентом.
При этом все больший охват получают так называемые «желтые» статьи. Вы сами видите, что в числе самых читаемых материалов канала в основном истории от читателей или железнодорожников о конфликтах в поездах или спорах из-за полок. Возможно, вам не нравится их обилие, но именно они нас «кормят» и дают финансовую возможность писать на другие, более сложные темы.
Ведь платформа устроена так, что чем меньше людей читает материал, в который вложено много труда, тем меньше дохода он приносит. А это может означать, что производство интервью, репортажей, обзоров попросту перестанет окупаться.
Тем не менее, я не опускаю руки и верю, что это временные трудности, которые мы вместе с «Яндексом» преодолеем. По крайней мере, со стороны команды «Дзена» я вижу активные усилия.
В моих ближайших планах — расширение круга авторов, больше публикаций о метро и трамваях, а также повышение интерактивности. Мы обязательно будем публиковать больше историй от наших читателей, а еще с сегодняшнего дня начнем анонсировать все наши материалы в соцсетях — Одноклассники, ВКонтакте, Фейсбук и Телеграм. Пожалуйста, подпишитесь где-нибудь. Это очень важно, потому что алгоритмы «Дзена», к сожалению, не гарантируют, что вы увидите все, что мы публикуем.
Что еще почитать о железных дорогах
Вот пять блогов, на которые подписан я сам и которые советую вам:
1. Заповедная магистраль. Наш автор, машинист Алексей Алексеев, ведет еще и свой личный блог, где рассказывает о работе на Бологое-Полоцкой железной дороге.
2. Russos. Александр Попов пишет не только о поездах, но я считаю его лучшим фотографом метрополитена.
3. Петербургский метрополитен. Тот редкий случай, когда целая организация, связанная с железной дорогой, ведет по-настоящему качественный, интересный и живой блог.
4. Записки составителя поездов. Еще один блог от человека, который реально работает на железной дороге.
5. Михаил Кривый. Михаил из Великого Новгорода. Ему было 38 лет, а на его блог было подписано 45 тысяч человек. Михаила не стало 21 апреля, но он оставил после себя множество уникальных историй и фотографий. Обязательно посмотрите их. Честно говоря, Михаил задал такую высокую планку, что дотянуться до нее нам будет очень непросто.
