Правда о ломе в унитазе поезда: разбираем миф и реальную опасность

Кажется, вопрос о том, что случится, если бросить лом в унитаз движущегося поезда, должен вызывать лишь улыбку. Однако он продолжает будоражить умы множества людей! Поскольку интерес не угасает, давайте вместе подробно разберемся, есть ли в этом эксперименте какой-то смысл, к каким последствиям он на самом деле может привести и почему куда более серьезную угрозу представляет собой лом, положенный на рельсы, а не отправленный в канализацию.

Я уже касался этой темы около года назад, но аналитика показывает, что десятки людей каждый месяц приходят из поиска Яндекса именно с этим запросом. Недавно мне даже пришло письмо с прямым вопросом: «Неужели поезда действительно так уязвимы, что лом, брошенный в унитаз, может их остановить?» Разумеется, речь идет о старых моделях вагонов, в которых еще не установлены современные биотуалеты.

Откуда взялся этот популярный мем?

Установить первоисточник этой странной идеи уже вряд ли возможно. Но человеческое любопытство — сильная штука. Логика, кажется, проста: лом — длинный и металлический, вагон — тоже железный, а под ним — твердые бетонные шпалы. Возникает картина, будто лом, брошенный на ходу, упрется в шпалы, что приведет либо к сходу состава с рельсов, либо к деформации самого лома, либо к «вспарыванию» им последующих вагонов. В интернете на эту тему гуляет масса шуток и мемов.

Вот примеры таких шуток...

Или вот такие...

А встречаются и вовсе забавные.

Шутки шутками, но если вбить в Яндекс.Картинки запрос «бросание лома в унитаз поезда», можно увидеть множество фотографий с места реальных железнодорожных катастроф. Естественно, ни одна из них не имеет никакого отношения к описанному эксперименту.

В массовом сознании прочно укоренилась уверенность, что брошенный лом неминуемо станет причиной крушения. Проверить это на практике решаются единицы, но, судя по всему, такие смельчаки все же находятся.

«Раздался страшный гром»: главная легенда, подпитывающая миф

Немало для популяризации этой истории сделала одна байка, которая обязательно всплывает при любом поиске в интернете. Согласно ей, двое работников железной дороги якобы решили провести натурный эксперимент. Они нашли заброшенный участок пути, старый вагон, локомотив, разогнали состав и приступили к киданию лома.

«Раздался страшный гром, будто десятки автомобилей столкнулись на полном ходу. Вагон затрясло, закачало, полы трещали, все вокруг гремело и вибрировало. Послышался визг тормозных колодок, и состав начал останавливаться. Мои ноги болели от методичных ударов снизу — вагон подпрыгивал на каждом стыке. Напарник все это время лихо матерился, вцепившись в столик в купе».

Но это именно байка. Угнать тепловоз с вагоном для подобных «исследований» — задача из разряда фантастических. А в этой истории авторы и вовсе утверждают, что им удалось повредить путь: «несколько бетонных шпал раскрошилось, а рельсы со стороны проезда деформированного колеса стали похожи на гигантский напильник — все в насечках и выбоинах».

«Общий ущерб, нанесенный железной дороге, составил миллион рублей», — заявляют они.

Заканчивается эта небылица тем, что шпалы будто бы замазали цементом, «покрепче закрутили рельсы, а аварийный вагон вернули в тупик».

В реальной жизни такое невозможно. За подобные «эксперименты» последовали бы уголовные дела и немедленное увольнение.

Так что же будет на самом деле?

А теперь перейдем к развенчанию мифа и объясним, почему при броске лома в унитаз ничего катастрофического не произойдет. Простите за спойлер, но это действительно так. Миф рушится, и все, кто переживал, могут выдохнуть с облегчением.

Энтузиасты даже создали наглядную схему, чтобы раз и навсегда прояснить ситуацию.

Все дело в конструкции. Труба, которая отводит нечистоты из вагонного туалета, направлена не вертикально вниз, между рельсов, как многие думают, а вбок, на железнодорожную насыпь. Это прекрасно видно на схеме выше. А вот как это выглядит в реальности:

Если бросить лом в такую трубу, он просто вылетит сбоку от движущегося состава. Но и такие прямые трубы — редкость. Чаще всего канализационный вывод имеет изгиб, через который лом физически не пройдет. Вот, посмотрите.

Таким образом, сетевой мем про лом — всего лишь забавная выдумка. Чего только не придумают для хайпа: в сети встречаются и вовсе «железобетонные доказательства».

А если действовать иначе?

НО! Мало кто догадывается, что с помощью того же лома можно совершить куда более опасную диверсию. Повторять это категорически запрещено, за исключением ситуаций, когда речь идет о спасении человеческой жизни.

Если положить лом поперек рельсов, соединив их, возникнет ситуация, которую железнодорожники называют «ложная занятость пути». Автоматическая сигнализация начнет «считать», что по этому участку движется состав. В кабине локомотива, который заедет на такой отрезок, загорится красно-желтый сигнал. Это нарушит график движения и работу всей диспетчерской службы. Машинист будет обязан экстренно остановиться.

Делать это ни в коем случае нельзя! Подобные действия являются уголовным преступлением.

Однако знание об этом эффекте может однажды спасти жизнь. Представьте ситуацию: на нерегулируемом переезде, где нет дежурного, застрял автомобиль, и нужно любым способом предотвратить его столкновение с приближающимся поездом...

В общем, с ломом на железной дороге не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые материалы. А в Телеграме мы также публикуем важные новости из мира железных дорог.