Сегодня мы привычно называем предмет для перемешивания углей кочергой, а верхнюю часть крыши — коньком, не задумываясь об истоках этих названий. Мало кто осознаёт, насколько глубоко эти, казалось бы, разные вещи связаны между собой. Интересно, что изначально их изготавливали не из металла, как сейчас, а из дерева, и оба предмета были отражением важнейших космологических символов в мировоззрении древних славян.
В славянской мифологии образ коня и образ Мирового Древа — универсального дерева, соединяющего все уровни мироздания, — часто отождествлялись. Оба этих символа имели сакральное, священное значение. Более того, их смыслы были тесно переплетены. Например, и дерево, и конь играли важную роль в погребальных обрядах: умершего могли хоронить как в деревянном гробу-колоде, так и, по некоторым свидетельствам, завернув в конскую шкуру.
Эта связь ярко проявляется и в народном искусстве. В старинных русских вышивках нередко встречаются удивительные изображения коней, которые несут на своей спине целое дерево или растение. Иногда веточки словно прорастают прямо из тела или гривы сказочного коня. Чаще всего хвост животного изображали состоящим из ветвей, так что он мог напоминать пышную, разветвлённую крону дерева, лежащего горизонтально.
Конёк на крыше: дерево, ставшее конём
Самый наглядный пример слияния этих двух образов — традиция украшать крыши северорусских изб охлупнем в виде конской головы, который так и называли «конёк». Его вырезали из комля дерева, выкопанного вместе с корнем.
Мастера отсекали все ветви и лишние корни, оставляя лишь один мощный отросток. Из него-то и вырубали голову, шею и грудь коня, венчавшие фронтон избы. Сам ствол дерева, уложенный горизонтально вдоль крыши, символизировал тело и спину животного, а его вершина, выступающая с обратной стороны, — пышный хвост. Таким образом, целое дерево, некогда росшее вертикально, превращалось в горизонтального небесного коня, охраняющего дом.
Кочерга-кокорюка: домашний «конёк» у печи
Похожим способом в старину изготавливали и кочергу. В более поздние времена у неё была лишь деревянная ручка, но изначально это была полностью деревянная вещь, сделанная из кокоры — ствола дерева с частью корня. Из-за этого кочергу в народе называли «кокорюкой» или просто «корнем». Технология её создания была очень схожа с изготовлением конька на крыше или детской игрушки-лошадки из сучка.
Неудивительно, что в старинных загадках кочерга часто предстаёт в образе коня. Например: «Черный конь / Прыгает в огонь» или «Полно поле рыжих лошадей; / Одна вороная придет / Всех выгонит». В других вариантах её называют «горбатой кобылой». Всё это указывает на то, что в сознании людей кочерга была не просто утварью, а именно деревянным конём.
По этой причине во многих обрядах на кочерге действительно «ездили» верхом. Человек садился на неё так, чтобы изогнутая часть (ассоциируемая с головой и шеей коня) была впереди, а конец рукоятки (символизирующий хвост) — сзади, точно как дети скачут на палочке-лошадке.
Ритуальные скачки на кочерге
«Скакали» на кочерге в самых разных ритуальных ситуациях: во время святочных гаданий о суженом, на свадьбах, когда ряженые веселились на Масленицу. Но была у этой «езды» и практическая, магическая сторона. С помощью такого ритуала изгоняли из дома нечисть, а также насекомых-вредителей: клопов, тараканов, блох. Таким же способом «вытаптывали» с полей и огородов гадюк, кротов и птиц, которые портили урожай. Ритуальное скаканье на кочерге считалось действенным средством и против болезней, и против злых духов.
Таким образом, и «кочерга», и «конёк» — это не просто бытовые предметы или элементы постройки. Это воплощение древних, глубоко укоренённых космологических образов славян, в которых неразрывно слились символы могучего Мирового Древа и священного небесного Коня, защищающего пространство дома и всего мироздания.
