Ровно двенадцать лет назад в Санкт-Петербурге запустили скоростной трамвайный маршрут, который стал настоящим событием для города. Его задача была соединить два оживлённых проспекта на севере — Гражданский и Просвещения, а также связать две станции метро, расположенные на разных линиях, но на одном уровне. Это решение должно было упростить пересадки и ускорить передвижение по району.
Изначально проект преподносился как прорывной и суперскоростной. Для него специально проложили новые пути, даже говорили о «зелёной волне» для трамваев — чтобы светофоры автоматически переключались в их пользу. Однако со временем ажиотаж утих, и особый статус маршрута немного забылся. Единственное, что сегодня напоминает о его исключительности, — это номер 100, присвоенный в честь столетия петербургского трамвая. Недавно я решил пройтись вдоль этого маршрута и посмотреть, какие именно вагоны его обслуживают. То, что я увидел, оказалось настоящим путешествием в историю городского транспорта.
Современные «Витязи»
Символично, что первым мне попался трамвай с бортовым номером 0100. Это модель 71-931, известная также как «Витязь». Но это не обычный «Витязь» — уверен, многие из вас такой никогда не видели.
Этот вагон выпущен в 2015 году. Он примечателен тем, что модель 71-931 была произведена всего в одиннадцати экземплярах. Довольно быстро её сменила модернизированная версия — 71-931М, или «Витязь-М», которая стала самой массовой среди современных российских трамваев.
Следом мне встретился как раз такой, с приставкой «М». Этот вагон сошёл с конвейера в 2017 году. Если присмотреться к их «лицам», разница заметна сразу — дизайн передней части у двух моделей ощутимо отличается.
Эту модель хорошо знают и в Москве, правда, там она ходит в синей окраске. Для сравнения — вот фото из столицы.
Петербургские ветераны
Но вернёмся к сотому маршруту. После двух современных машин на пути оказался вагон постарше — зато настоящий петербуржец. Это модель ЛМ-99АВ, выпущенная на местном трамвайном заводе ещё в 2005 году. К сожалению, самого завода уже нет — он был признан банкротом в 2013-м.
Конкретно эта модификация с буквами АВ интересна своей историей: её изначально делали по заказу Москвы, но столица отказалась от партии. В результате более тридцати вагонов остались в Петербурге, где и работают до сих пор. Интересно, проходила ли их окраска как коммерческая реклама или как социальная?
Следом промчался ещё один такой же, но уже без рекламы — в стандартной окраске и по другому маршруту.
А вот его близкий родственник — модель та же, ЛМ-99, но модификация уже К. Таких было выпущено 121 штука.
Советское наследие
После нескольких «Витязей» на глаза попался старичок ЛВС-86К. Разработанный ещё в советское время на том же Ленинградском заводе, этот конкретный вагон появился в 1994 году. Думаю, не ошибусь, если скажу, что ЛВС-86 в различных модификациях — сегодня самый массовый трамвай Петербурга. Кстати, этот шёл не по сотому маршруту, а с кольца в парк, но и на «сотке» такие тоже встречаются.
Вот, например, ЛВС-86К, но уже по маршруту №100. Это вагон 1989 года выпуска — самый пожилой из тех, что я увидел в тот день. Он тоже был в знакомой ливрее, которая призывает соблюдать ПДД и подключиться к одному из местных интернет-провайдеров.
А здесь встретились два друга одной модели (ЛВ-99), но разных модификаций. У левого, например, задняя площадка уже низкая, а у правого — ещё высокая. Разница между ними всего четыре года: 2002 и 2006 годы выпуска соответственно.
Редкий «Богатырь»
Ну и, конечно, я не мог уйти, не дождавшись главного «гвоздя» программы. Встречайте — «Богатырь».
Модель 73-923 — очень редкая «пташка». В Петербурге всего три «Богатыря», и все они работают на 100-м маршруте. Кстати, кто-нибудь знает, пошёл ли этот трамвай в серию и ходит ли ещё где-то? У меня есть стойкое ощущение, что производство ограничилось именно этими тремя вагонами.
Вот он же, тот самый трамвай номер 0201, на фотосессии в центре Петербурга. Не знаю, зачем производитель на своём сайте обрезал половину снимка. Наверное, посчитал, что так стильнее.
Кстати, в 2019 году представили модернизированный «Богатырь-М», и вроде бы его уже заказали в больших количествах и для Москвы, и для Петербурга.
Возвращение домой
Когда я уже собирался домой, мне попался ещё один любопытный экземпляр. Вот он.
Это модель ЛВС-97. Не вдаваясь в технические подробности, отмечу, что у этого вагона интересная судьба. Рождённый в Петербурге, он успел поработать в Беларуси, в городе Витебске, а потом вернулся на родину.
Вот сколько всего интересного и редкого из мира трамваев можно увидеть в Петербурге, просто прогулявшись час вдоль путей сотого маршрута. Каждый вагон здесь — не просто транспорт, а часть истории с уникальной биографией.
