Зачем в метро таймер показывает время после отправления, а не до прибытия поезда?

Недавно в социальных сетях я наткнулся на пост одной петербурженки, которая была искренне удивлена, обнаружив в пражском метро табло, отсчитывающее время до прибытия следующего поезда. Она сравнила это с нашими российскими реалиями, где на платформах обычно висит таймер, показывающий, сколько минут прошло с момента отправления предыдущего состава. И знаете, я её прекрасно понимаю — такая система действительно кажется более логичной и удобной для пассажира.

Всякий раз, оказываясь в метрополитенах Европы — например, в Осло — я ловлю себя на той же мысли. Там на дисплеях четко видно, через сколько минут подойдет состав и до какой конечной станции он следует. Это экономит время и избавляет от лишних вопросов, особенно в незнакомом городе. Удобство налицо.

Историческая причина: таймер для машиниста, а не для вас

Однако в России у этих таймеров совсем иное, исторически сложившееся назначение. Изначально они создавались не для пассажиров, а для машинистов. С их помощью машинист следит за временем, прошедшим с отправления предыдущего поезда, чтобы точнее выдерживать безопасный интервал движения на линии.

Честно говоря, я до сих пор не совсем понимаю, зачем эту сугубо служебную информацию нужно дублировать на огромных табло для всех пассажиров. Наверняка современные технологии позволяют передавать эти данные напрямую в кабину управления. Насколько такой подход актуален сегодня, когда во многих метрополитенах внедрено автоматическое ведение поездов, — для меня вопрос. Почему в Европе обходятся без подобных таймеров — тоже. Один мой знакомый, работающий в метро, предположил, что у нас это, скорее, дань традиции и устоявшейся практике.

Неудачные попытки перемен

Интересно, что попытки внедрить более понятные для пассажиров табло всё же были. Лет 10–15 назад в Петербургском метро рядом с обычными часами и таймерами появились небольшие дополнительные дисплеи. На них зелеными цифрами как раз и указывалось время до прибытия ближайшего поезда. Но, к сожалению, через несколько лет их по каким-то неизвестным мне причинам демонтировали. К тому же, эти табло были довольно мелкими, и разглядеть их можно было только вблизи.

Аналогичная история произошла и в Москве. Несколько лет назад на некоторых станциях в концах платформ начали устанавливать таймеры обратного отсчета. Однако и они не стали повсеместными: их видно далеко не везде, и, опять же, информацию на них можно считать, только подойдя близко.

Официальная позиция: «Скоро!» — универсальный ответ

В Московском метрополитене на этот счёт есть своя, вполне рациональная точка зрения. Поскольку интервалы движения поездов в часы пик очень малы, пассажирам, по сути, не так важно знать точное время прибытия. Универсальный и всегда актуальный ответ — «скоро!». Следовательно, и необходимость в повсеместных табло обратного отсчета, с их точки зрения, отпадает.

Тем не менее, там, где без дополнительной информации действительно не обойтись, такие табло всё же появляются. Речь о станциях, где к одной платформе подходят поезда разных направлений. В этих случаях пассажиру критически важно знать не только время прибытия, но и конечную станцию маршрута.

Подобные информационные системы уже реализованы, например, на Филевской линии, а также на станциях, которые обслуживают одновременно Большую кольцевую и Солнцевскую линии. Там дисплеи показывают и направление следования, и время до прибытия, что, безусловно, очень удобно в условиях сложной маршрутной сети.