Двухэтажный поезд «Карелия»: вынужденный прогресс или потеря комфорта?

Хочу поделиться своими мыслями о двухэтажных поездах — это действительно спорный вопрос. Давайте разберем его на конкретном примере: фирменный поезд «Карелия» (маршрут Москва – Петрозаводск), который долгое время был одноэтажным и считался одним из лучших в сети РЖД, но с декабря переходит на двухэтажные вагоны.

Двухэтажный состав на Ленинградском вокзале Москвы. Фото: Кирилл Балберов

Почему «Карелия» была эталоном комфорта

Поезд №17/18 «Карелия» предлагал пассажирам все возможные классы обслуживания: от бюджетного плацкарта до купе, СВ и даже роскошного 10-местного вагона-люкс с душевыми кабинами в каждом купе.

Когда я говорю, что это был один из лучших поездов, это не просто мое личное впечатление. На сайте туту.ру его рейтинг составляет 9,3 балла из 10 на основе более 300 отзывов. Такая же высокая оценка у частного «Гранд-экспресса» или «Сапсанов» — это говорит о многом. Пассажиры были действительно довольны.

Секрет успеха — в отличном обслуживании со стороны петрозаводских проводников и современных вагонах. Даже в плацкарте здесь было все для комфорта: розетки и USB-разъемы у каждой полки, кондиционеры, биотуалеты.

Поезд 17/18 Москва – Петрозаводск «Карелия» на вокзале Петрозаводска. Фото: Кирилл Балберов

Кто-то может подумать, что вагоны СВ и люкс на таком направлении никому не нужны, но это не так. Они пользуются спросом — за неделю до отправления свободных мест в них почти не остается, особенно по пятницам и воскресеньям.

Вот как выглядит ситуация с билетами незадолго до отправления: люксовые и СВ места раскуплены.

На смену приходит двухэтажный состав

С декабря вместо привычного состава на маршрут выйдет двухэтажный поезд. В его составе будут только купейные вагоны и один вагон СВ:

Согласно указанию ОАО РЖД №767/ЦЛ от 11 сентября 2019 г., состав поезда № 17/18 Петрозаводск – Москва с 3 декабря 2019 г. (отправление из Петрозаводска) и с 4 декабря (отправление из Москвы) заменяется на состав из двухэтажных вагонов.

Продажа билетов на новый состав уже открыта. Давайте взвесим все «за» и «против» такой замены.

Аргументы в пользу двухэтажного поезда

Сторонники нововведения приводят три основных довода:

1) В двухэтажке нет плацкарта, зато много купейных вагонов. Это значит, что те, кто раньше ездил в плацкарте, теперь смогут путешествовать в купе.

2) Вместимость двухэтажного состава значительно выше. Например, состав из 10 вагонов может перевезти до 600 пассажиров, тогда как в обычном поезде такое же количество вагонов вмещало вдвое меньше людей.

3) Цены на билеты в купе двухэтажного поезда обычно ниже, чем в одноэтажном.

Аргументы против замены

Однако у каждой медали есть обратная сторона:

1) Да, плацкарта не стало, но именно в этом классе цены регулируются государством и не растут динамически. Это позволяло даже в последний момент найти недорогой билет на пиковые даты.

2) Мест стало больше, но выбор и комфорт сократились. Кто-то принципиально предпочитал плацкарт, кому-то нравился уровень СВ или люкса в старом составе. Да и в купейном вагоне на 64 человека явно менее уютно, чем в вагоне на 36 мест.

3) Хотя базовые цены в двухэтажном купе часто ниже, динамическое ценообразование может менять ситуацию. Например, на маршруте Москва – Петербург бывает, что купе в обычном фирменном поезде стоит дешевле, чем в двухэтажном.

Где же истина?

Истина, как обычно, где-то посередине. Я рад, когда двухэтажный состав действительно улучшает качество поездки — как это было, например, с поездом Петербург – Мурманск, который раньше оставлял желать лучшего.

Но когда двухэтажка ухудшает уже сложившийся уровень комфорта, как в случае с «Карелией», это печально. Часть пассажиров, привыкших к определенным условиям, может перейти на другие виды транспорта, например, на авиацию.

Отдельно стоит сказать о ценах. Некоторые карельские СМИ уже попались в ловушку, сравнив цены на билеты в плацкарт старого состава (1484–2376 рублей) и в купе нового двухэтажного поезда (1199–1455 рублей). Не стоит торопиться с выводами — это как раз тот случай, когда сравнение не совсем корректно. Цены лучше оценивать не за 2,5 месяца до поездки, а за неделю-две, а особенно в период новогодних праздников. Уверен, тогда картина будет совсем иной и может многих удивить!