Забытая станция «Дачное»: как временная платформа ленинградского метро превратилась в МРЭО ГИБДД

Мало кому известно, что в истории Ленинградского метрополитена существовала уникальная открытая станция — «Дачное». Её закрыли почти четыре десятилетия назад, и сегодня на месте бывшей платформы располагается межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД.

Фото: Sergo Grigoryani/TASS

Путаница в названии

Эту станцию нередко ошибочно называют «Дачная». Вероятно, если бы её именовали сегодня, то выбрали бы именно такой вариант. Однако в те годы официальным и единственным названием было именно «ДачнОЕ» — с ударением на последний слог. Это хорошо видно на фотографии вагона выше. Отголоски той топонимики сохранились до сих пор в названии ремонтного дево Петербургского метрополитена ТЧ-2 «Дачное».

Временная станция

История «Дачного» действительно необычна. Это, пожалуй, единственная в летописи ленинградского — да и московского — метро станция, которая изначально задумывалась как временная. В середине 1960-х годов, когда красная ветка на юге города заканчивалась на «Автово», а новые жилые массивы уже активно строились дальше, было принято решение создать эту временную платформу. Её соорудили прямо на существующем пути, ведущем от «Автово» в сторону депо.

Такое решение требовало минимальных затрат, поскольку вся необходимая инфраструктура уже была на месте. Торжественное открытие станции состоялось 1 июня 1966 года. Она располагалась на пересечении Трамвайного проспекта и бульвара Новаторов. Я собрал в галерею ниже фотографии станции, найденные на сайте pastvu.com и в тематической группе «ВКонтакте». Первые два снимка были сделаны в день её открытия:

О том, как советское телевидение освещало открытие новой станции, можно узнать из архивных репортажей. А вот как это событие описывали газеты того времени:

Под открытым небом

Если для Московского метрополитена открытые станции — привычное явление, то для Ленинграда это было в диковинку. Подобные сооружения здесь не строили, и эксперимент с «Дачным» наглядно показал, что местный климат для таких решений не подходит.

Платформа функционировала по следующему принципу. Станция была тупиковой и имела два пути, представлявших собой ответвление от главных путей электродепо «Автово». Поезда поочерёдно прибывали на соседние пути, и после высадки и посадки пассажиров отправлялись обратно с тех же путей.

В качестве платформы использовалась заасфальтированная железобетонная плита шириной восемь метров. В южном торце располагался единственный лестничный спуск: одна его половина вела к выходу в город в сторону Трамвайного проспекта, а другая — ко входу на платформу из застеклённого кассового вестибюля. Ниже — ещё одна подборка исторических фотографий:

Современная жизнь «Дачного»

В 1977 году неподалёку от «Дачного» открылась станция метро «Ленинский проспект». Необходимость во временной платформе отпала, и её закрыли. На современных картах это место обозначено как МРЭО ГИБДД №5.

Часть бывшей платформы сохранилась до наших дней. Сейчас здесь регистрируют автомобили. Вот как выглядело МРЭО в 2007 году:

На панорамных снимках «Яндекс.Карт» за 2019 год здание выглядит так:

На фотографии чётко видны остатки платформы, которая послужила основой для нового здания. Сегодня в Петербурге есть несколько наземных станций метро, но все они, в отличие от «Дачного», укрыты крышей вместе с путями.