Наше небольшое приключение началось совершенно обыденно: мы спокойно шли на яхте вдоль Терского берега Белого моря. Проплывая мимо деревни Чапома, я заметил впереди какое-то судно. По мере сближения сначала стало ясно, что пароход увеличил ход и направляется прямо к нам, а через бинокль я разглядел его окраску: синий корпус с красной диагональной полосой. Сначала подумалось, что это просто местные катаются, и нас пронесет мимо. Но когда я догадался включить радиостанцию, услышал команду: «яхте под парусом» подойти к борту этого судна.
Морщинистый железный борт парохода, к которому нам предстояло пришвартоваться прямо в открытом море, не вызывал особого доверия. Море, правда, было спокойным, а пара матросов на палубе спускали на веревках несколько плетеных кранцев. Тем не менее, вся эта затея казалась мне довольно рискованной. Однако другие члены команды, явно офицеры, кричали: «Давай-давай, не бойся!» Пришлось смириться с риском повредить мачту или что-то еще об эту железную громадину. Понимая, что проверки не избежать, я попросил Наталью подготовить тузик с правого борта — он послужит куда более надежной защитой, чем те два веревочных узелка от матросов, — и начал маневрировать, стараясь максимально безопасно притереться к борту корабля Береговой охраны.
Вообще, это был не совсем корабль в привычном понимании — не то что можно увидеть, скажем, на Финском заливе. Здесь, на Белом море, перед нами покачивался на волнах просто переоборудованный рыболовный пароходик (я в их моделях не силен) самого безобидного вида. Но происходящее меня сильно удивляло. Дело в том, что Белое море всегда казалось нам абсолютно никем не контролируемым пространством. Границы тут нет, и о присутствии Береговой охраны я даже не задумывался. Но, видимо, времена изменились.
Я категорически отказался швартоваться с помощью канатов, и тогда мне предложили принять на борт матроса. Он занял место на носу и вместе с Натальей, находившейся в кокпите, стал удерживать яхту у борта парохода просто руками, цепляясь за один из покореженных железных шпигатов. Судно береговой охраны выглядело совершенно не приспособленным для подобных операций.
Собрав все необходимые документы, я с помощью моряков, которые с огромным любопытством наблюдали за нами (их собралось человек четыре), выбрался с яхты на металлическую палубу и направился в указанную дверь, ведущую в недра надстройки.
Встреча с командиром
К сожалению, я не запомнил имени командира, встретившего меня в крошечной кают-компании. Увидев, что с документами у нас полный порядок, он явно расслабился. После заполнения всех официальных бумаг любая казенность с его лица исчезла, уступив место обычному человеческому любопытству: «А сколько идете? А где стояли? А что тут? А если вот так? Ну вы даете! Я, пожалуй, тоже так хочу!» В общем, совершенно стандартный разговор местного жителя с туристом. Только в отличие от многих других встречных, командир корабля был настоящим моряком до мозга костей, поэтому не задавал глупых вопросов, прекрасно понимая, что заставляет людей надолго уходить в полярные моря и бродить по их берегам. Да и сам он все это дело очень любил, что было совершенно очевидно.
В конце беседы я поинтересовался у него расположением возможных укрытий в этом районе и получил самую исчерпывающую информацию со всеми предостережениями и нюансами касательно мест, где можно укрыться в случае необходимости. И когда я уже собрался прощаться, он неожиданно спросил: «Не надо ли чего? Ну там, воды, может, или еще чего — ты не стесняйся, я же понимаю, что в море многое может пригодиться».
Щедрый подарок
Сначала я из вежливости отказывался, но потом, поддавшись соблазну, все-таки сказал, что был бы невероятно рад чему-нибудь мясному, так как с охотой у нас как-то не заладилось. Командир, явно чем-то довольный, тут же поднялся из-за стола, вышел куда-то в служебные помещения и через минуту вернулся, вероятно, с коком, на ходу объясняя ему, что нужно собрать паек. Кок ответил, что мясных консервов нет, но есть рыбные, а еще галеты. Я на это только восторженно кивал: «Да я любому буду рад!»
Когда мы прощались и повар выносил на палубу картонные коробки одну за другой (в них и был тот самый «паек»), Наташа смотрела на это все шире и шире раскрывающимися глазами. Команда корабля желала нам счастливого пути, мы им — удачи. «Добычу» я перекинул в кокпит, и вскоре мы уже расходились в разные стороны.
Наталья принялась изучать содержимое пяти коробок. Итого — целая гора галет, целая гора рыбных консервов, масло, плавленый сыр… Да это же настоящее богатство! Конечно, скорее всего, у моряков все эти продукты уже давно приелись, и таким образом они, возможно, просто избавились от надоевших излишков. Но для нас в тот момент это казалось пищей богов! Какое же это было удовольствие — открыть одну из банок, выложить куски рыбы на галету и, закрыв глаза, съесть это.
В итоге мы питались этими галетами и консервами все оставшееся путешествие, кормили ими собак, и они нам действительно очень помогли, значительно разнообразив наш рацион. За что огромное спасибо береговой охране с судна «Золотица»!
