Уроки выживания в подмосковном лесу: как инструктор Михаил Ярин учит городских жителей не теряться и выживать в дикой природе

Несколько лет назад, по заданию журнала National Geographic Traveler, я отправился в подмосковные леса, чтобы на собственном опыте узнать, чему и как учит на своих курсах выживания Михаил Ярин. С тех пор я успел немного поднабраться походного опыта и даже сходил с самим Яриным и Ваней Дементиевским на гору Казбек. Теперь, перечитывая свои старые заметки, я с улыбкой вспоминаю, каким полным «чайником» я тогда был.

Искусство чтения леса

«Бывает, идешь один по тайге, постоянно говоришь или поешь что-нибудь себе под нос – и ни одно животное к тебе не подойдет. Здесь, конечно, не тайга, медведей и волков нет, но кабаны водятся, и рысь поблизости видели. Вот, смотрите, следы – лось прошел, – поясняет Михаил Ярин, внимательно изучая лес Сергиево-Посадского района, по которому мы уже идем второй час. – В городе мы привыкли нестись вперед, не замечая ничего вокруг. В лесу же нужно двигаться иначе: аккуратно, осознанно, постоянно считывая знаки, которые подает тебе природа».

Михаилу пятьдесят лет, он основатель и руководитель «Школы базовых навыков аутдора TROLSS» (The Real Outdoor Life Skills School). Под ногами хрустят сухие ветки, а птицы, завидев нашу группу, срываются с деревьев и улетают прочь. В нашей небольшой команде – инструктор и несколько учеников, решивших посвятить эти выходные не дивану, а приобретению полезных навыков.

МИХАИЛ ЯРИН. Альпинист, дважды покорял Эльбрус (5642 м), поднимался на Казбек (5033 м). Инструктор по выживанию, эксперт по экипировке, охотник, руководитель специальных проектов в АО «Концерн Калашников».

Встретились мы субботним утром на вокзале в Сергиевом Посаде. Узнать группу Ярина было легко: у памятника Савве Мамонтову они были единственными людьми с огромными туристическими рюкзаками. Еще час на машине – и мы на старте, на обочине дороги, за которой начинается бескрайний подмосковный лес.

Мы идем уже около часа, солнце пробивается сквозь облака, подсвечивая стволы деревьев. Михаил объявляет, что начинаем отрабатывать навык «лидирование и движение в группе». Мне выпала честь быть первым. Задача – используя только бумажную топографическую карту и компас, провести группу к заданной точке, поляне в трех километрах отсюда.

«Двигайся от точки к точке, – наставляет Михаил. – Определи по компасу азимут, посмотри в нужном направлении и выбери заметный, неподвижный ориентир в поле зрения. Это может быть отдельно стоящая ель, холм, скала – что угодно! Дойди до него, снова сверься с компасом, выбери следующую точку и продолжай путь».

Я замечаю высокую ель, которая, как шпиль, возвышается над основным массивом леса метров за четыреста. Она как раз по пути к оврагу, нашей конечной цели. «Элементарно!» – думаю я и уверенно веду группу вперед, стараясь не забывать осматриваться по сторонам. Вот, кажется, лисьи следы, а тут пробегал заяц. Сам Ярин в это время спокойно идет чуть сбоку, полностью доверяя своему новоиспеченному проводнику.

Зачем горожанину навыки выживания?

«Летом собираюсь с женой и детьми в поход! – делится со мной 27-летний Александр, который будет вести группу после меня. – Кризис, зарплату урезали, вот и решили попробовать экономный вариант отдыха – с палаткой у озера. Понял, что нужно хоть немного разобраться в туризме, чтобы перед семьей не опозориться».

«А я задумался о таких навыках пару лет назад, – подхватывает другой участник. – Был случай: недалеко от дачи два дня искали соседа, который пошел за грибами и заблудился. Нашли, конечно. Но дед за это время сбросил килограммов пять и теперь далеко от дома не отходит».

Сзади доносится голос инструктора: «Я считаю, что современному городскому жителю просто необходима здоровая доля паранойи. Нужно всегда подстраховываться! Вот вам пример: пару лет назад мужчина заблудился и замерз в парке «Лосиный остров», прямо в черте Москвы. И при этом у него был смартфон. Полностью полагаться на гаджеты – большая ошибка. Возьмите любой GPS-навигатор – в инструкции черным по белому написано, что его нельзя использовать как единственное средство навигации. Сбой связи, села батарея, технический сбой – и ты абсолютно беспомощен. Собрался в поход или едешь в дальнюю поездку на машине? Обязательно бери с собой бумажную карту и компас».

Михаил Ярин раздвигает тьму. Фото: Игорь Родин.

На этих словах я поднимаю голову, чтобы свериться со своим ориентиром – той самой высокой елью, которая только что была прямо по курсу. Но вижу лишь ровную стену леса, верхушки деревьев будто подстрижены под одну линию.

«Э-э-э...» – растерянно поворачиваюсь я к Михаилу. Тот лишь понимающе улыбается. «Да-да, самая частая ошибка новичка, – говорит он. – Визуальный ориентир нужно выбирать с учетом рельефа местности. Мы чуть спустились, изменился угол обзора – и твоя ель «пропала». Всегда имей запасной вариант».

Достаю компас и выбираю новую цель – поваленное дерево метров за двести впереди. Снова пускаемся в путь.

Одиночество как способ прочистить голову

По дороге Михаил рассказывает, что особенно ценит походы в одиночку: «Заберешься куда-нибудь в горы, проведешь там пару недель, поохотишься. Это невероятно прочищает голову от городской шелухи, поверьте».

К шести часам начинает смеркаться, и мы начинаем искать место для ночевки. Ярин выбирает ровную площадку в глубине леса. Ставим палатки и отправляемся за дровами. Михаил показывает нам маленькую хитрость: «На елях в самом низу ствола часто торчат сухие, тонкие веточки – идеальная растопка. Туристы называют их «порохом».

Наступает время для следующего испытания: нужно развести костер с помощью огнива. Вещь, о которой я последний раз читал, наверное, в сказках Андерсена.

Ставить палатки и жечь костры в России можно почти везде. Исключения – частные земли и территории государственных заповедников. В национальных парках «дикарём» можно остановиться только в специально отведённых для этого местах.

«Зачем это огниво, если есть зажигалки?» – спрашиваю я. «Зажигалки – это отлично, – соглашается Михаил. – Но, как показывает практика, самые разрекламированные модели, которые «не гаснут на ветру и горят под дождем», выходят из строя первыми. Огниво – надежнее. Прошлым летом наша лодка перевернулась на порогах. До ближайшего жилья – больше ста километров. Все вещи вымокли, зажигалки, естественно, тоже не работали. Я достал огниво, протер его, и через несколько минут у нас уже горел костер».

Я нахожу подходящее место вдали от деревьев и начинаю насыпать на подтаявший снег мелкие ветки для будущего костра. Ярин сразу же меня останавливает: «Не надо так. Ты его «убивешь». Сначала нужно вырыть небольшую ямку, докопаться до земли и сделать подложку. Иначе, как только пламя разгорится, весь твой костер провалится в снег и рассыплется».

По очереди мы пытаемся высечь искру и поджечь растопку. Я скоблю ножом по огниву, искры летят во все стороны. С первого раза не получается, но через пять минут упорных попыток огонь все же победоносно вспыхивает.

Ночные лайфхаки у костра

Над Сергиевым Посадом сгущаются сумерки. Мы сидим у костра, слушая, как потрескивают поленья, а Михаил делится бесценными советами о том, как сушить промокшие в походе вещи.

«Мокрые носки на ночь кладешь в спальник. Стельки из ботинок запихиваешь под кофту, поближе к телу – быстро высохнут. А вот сушить что-либо у открытого огня – плохая идея. Часто все заканчивается тем, что вещь просто сгорает».

Расходимся по палаткам. Я быстро забираюсь в спальник, пытаясь мысленно разложить по полочкам лавину новой информации. В голове крутятся полезные правила: «Летом никогда не ставь палатку у самой воды. Если пойдет сильный ливень, река или ручей могут выйти из берегов и затопить твой лагерь». Или вот: «Если ты не профессиональный ботаник и не уверен на все сто, какие растения съедобны, – ничего не ешь. Хочешь добавить в чай «дикого» вкуса? Брось в заварник маленькую еловую веточку – исключительно для аромата».

И тут, словно в подтверждение суровости его методов, из темноты доносится голос Ярина: «Это еще что! У меня есть зимние курсы выживания – там каждый участник должен провести ночь в лесу вообще без палатки».

«Надо будет как-нибудь сходить», – лениво думаю я, поворачиваясь на бок. И, разумеется, прижимаю к груди стельки от своих ботинок. Всё, как учили – запихнул их под кофту.

Zorkinadventures. Мужские истории. Рассказы о вещах, удивительных местах, событиях и героях. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!Присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.