На основе многочисленных отзывов и комментариев, я бы выделил три самые частые причины ссор в поездах дальнего следования: споры за нижние полки, очереди в туалет и... шторки на окнах. Да, вы не ослышались, именно шторки. Меня это тоже удивило, пока я не столкнулся с одной показательной историей, которой хочу с вами поделиться.
Честно говоря, я раньше не считал, что положение шторки может стать серьезным поводом для разногласий. По умолчанию она обычно открыта, и, судя по моим наблюдениям, пассажиры редко ее опускают. Хотя лично я, путешествуя из Москвы в Петербург на нижней полке, часто это делаю. Летом — чтобы солнце не разбудило на рассвете, а в любое время года — чтобы мелькание уличных фонарей на станциях не мешало спать.
«Ночью нужно спать»
Недавно мне на почту пришло письмо от читателя по имени Федор, которое прекрасно иллюстрирует эту проблему.
«Мы с сыном возвращались из Москвы в Казань, — пишет Федор. — Поезд отправлялся рано утром, и мой ребенок, как и большинство детей его возраста, с восторгом прильнул к окну. Он провел так несколько часов, не отрываясь, даже когда на улице стемнело и в стекле отражался лишь свет вагона.
В какой-то момент наша попутчица по купе (нас было трое: я, сын и она), до этого хранившая молчание, вдруг решила, что пора спать, и заявила о своих правах.
"Так, закрываем шторку, ночью нужно спать", — прозвучало ее требование.
На часах было около девяти вечера. Ее слова ошеломили не только ребенка, но и меня. Я попробовал мягко возразить, что это не обязательно, но в ответ женщина устроила скандал.
"Мне завтра на работу. Я не могу уснуть, когда в окне мелькают эти фонари!" — заявила она.
Я спросил, почему в таком случае она не взяла с собой маску для сна. В ответ посыпались обвинения: "Потому что я всегда закрываю окно, с такими, как вы, еду впервые, и как вы собираетесь воспитывать сына, если он не уважает старших?".
Классическая ситуация: один человек считает себя вправе устанавливать правила для всех. К счастью, мне удалось объяснить сыну, что иногда люди ведут себя неадекватно. Интерес к окну у него быстро угас, попутчица опустила шторку. Я же слегка приподнял ее край, оставив небольшую щель, чтобы мальчик мог подсматривать, если проснется. Свет через эту щель почти не проникал, и вроде бы все остались довольны.
Утром мы открыли шторку, и сын снова увлеченно наблюдал за меняющимся пейзажем. Попутчица молчала. Так мы и доехали до Казани».
Что говорит здравый смысл и производитель
Не могу понять, почему именно шторка, а не, скажем, яркий свет или духота, становится яблоком раздора в купе чаще всего.
Конечно, никаких официальных правил на этот счет не существует. Просто четырем незнакомым людям нужно найти компромисс. Лично я, если в купе есть пассажир, желающий смотреть в окно, никогда не настаиваю на том, чтобы его полностью занавесили.
Интересно, что производитель вагонов — Тверской вагоностроительный завод — предусмотрел в новых двухвагонных составах элегантное решение. Шторка там разделена на две независимые части. Одна лишь слегка тонирует стекло, защищая от солнца, а вторая — полностью его затемняет.
Кажется, более продуманного варианта и не придумаешь.
И да, самое главное. В путешествиях так важно проявлять терпимость и уважение к окружающим.
