Мне посчастливилось стать участником удивительной недельной экспедиции в рамках проекта «Познавай Алтай», которая называлась «Красная книга памятников Республики Алтай». Главная цель нашего путешествия — не просто увидеть, а привлечь внимание к уникальным объектам, которые находятся на грани исчезновения, и способствовать их сохранению и популяризации.
За время экспедиции мы познакомились с тремя историческими местами, которые, на наш взгляд, остро нуждаются в заботе общества, освещении в СМИ и поддержке властей. Каждому из них либо необходима срочная реставрация, либо они до сих пор не получили официального статуса памятника, а значит, юридически беззащитны перед временем и равнодушием.
Все три объекта — это не просто старые постройки, а важнейшие части истории Горного Алтая. Мы уверены, что при грамотной реставрации и включении в культурный и туристический оборот они могут стать настоящими жемчужинами, значимыми не только для жителей республики, но и для всей нашей страны.
Лавка купца Тобокова: живая история Горно-Алтайска
Нашим первым пунктом стало старейшее здание столицы региона — «Лавка купца Тобокова». Это место — настоящая машина времени, переносящая в эпоху расцвета алтайского купечества в XIX веке, которое активно формировало общественную жизнь и архитектурный облик Улалы (ныне Горно-Алтайска).
Основатель династии, Михаил Васильевич Тобоков, — человек удивительной судьбы. Начав с малого, он сумел создать процветающее торговое дело, связанное с Сибирским трактом. Его предпринимательская жилка поражала: он скупал кедровый орех с огромных территорий, открывал маслозаводы. Его сыновья продолжили и приумножили дело: Иван вел торговлю, а Даниил открыл в Улале магазин швейных машинок «Зингер». Михаил Тобоков даже удостоился чести сопровождать цесаревича Николая по Сибири, а позже присутствовал на его коронации.
Но Тобоковы прославились не только коммерцией. Они были первыми алтайскими меценатами. Именно они предоставили помещение и средства для открытия телеграфа в Улале, активно способствовали образованию алтайской молодежи, помогая талантливым детям поступать в училища и университеты. Благодаря поддержке Даниила Тобокова, Николай Каланаков смог окончить Томский университет и впоследствии создал первую алтайскую азбуку.
Династия оставила заметный архитектурный след, построив в Улале шесть двухэтажных особняков. Та самая лавка, которую мы посетили, была возведена во второй половине XIX века. За свою долгую жизнь она сменила много назначений: здесь был Союз охотников, Ойротский краеведческий музей, а позже — магазины «Электротовары» и «Свет».
Впечатление: Погрузиться в историю этого места нам помог замечательный историк Василий Петрик Ойношев. Его рассказы были настолько яркими и живыми, что улицы старой Улалы будто оживали перед нашими глазами. Мы осознали, сколько уникальных зданий той эпохи еще хранит город, и за каждым из них — судьбы ярких личностей. Лавка Тобокова — это подлинная, живая история, застывшая в дереве и камне.
Итог: Сегодня лавка пустует и незаслуженно забыта. А ведь из нее мог бы получиться прекрасный музей алтайского купеческого быта, подобный музею в Епифани на Куликовом поле, где можно полностью ощутить атмосферу прошлого. Восстановить здание возможно, например, в рамках президентского гранта с софинансированием. Это шанс вернуть городу важную часть его идентичности.
Аргымаевские склады: наследие алтайского предпринимателя и просветителя
Во второй день мы отправились к старинным складам, оставшимся от деятельности выдающегося алтайского деятеля — купца Аргымая Кульджина. Он был не просто богачом из рода когол майманов, а настоящим новатором и патриотом своего края.
Масштабы его хозяйства поражали: по переписи 1917 года у него с сыном было почти тысяча лошадей, более тысячи голов крупного рогатого скота. Но Аргымай Кульджин не ограничивался скотоводством. Он был просвещенным человеком, знал монгольскую и русскую письменность, общался с известными русскими учеными и помогал формировать этнографические коллекции. Главным же его вкладом стало образование: он на свои средства строил и содержал школы для алтайских детей, где единственной целью была грамотность.
Он вывел торговлю на международный уровень, поставлял лошадей ко двору императора, изучал коневодство в Европе и даже вывел новую породу — алтайскую. Вместе с братом он открыл конкурентоспособный маслозавод, наладил искусственное орошение земель. Его имя было реабилитировано лишь в 1995 году.
Склады, построенные на рубеже XIX-XX веков, — это памятник не только ему, но и всему алтайскому предпринимательскому духу. Удивительно, но при всей своей исторической ценности этот объект до сих пор не имеет официального статуса памятника культуры!
Впечатление: В библиотеке села Теньга нам открыли целый пласт информации об этом удивительном человеке и его потомках. Это вновь подтвердило простую истину: у всего есть свои корни. Забывая свою историю, мы теряем часть себя. Аргымаевские склады стали отправной точкой для развития села Теньга, а жизнь самого Кульджина принесла Алтаю неисчислимые плоды.
Итог: Сегодня, когда Алтай стремится возрождать память о своих героях, Аргымай Кульджин может стать важной точкой притяжения. Его склады способны превратиться в визитную карточку Теньги, привлекая туристов и инвестиции. Здесь мог бы разместиться музей народных промыслов и ремесел, который составил бы прекрасный тандем с музеем в Лавке Тобокова, создав целостную картину дореволюционной жизни Алтая.
Ининский мост: памятник человеческой воле
Третий день экспедиции подарил нам встречу с настоящим инженерным чудом — Ининским мостом. Это первый в мире двухцепной подвесной мост в Южной Сибири и старейший мост на Алтае, построенный в 1936 году по проекту Сергея Цаплина.
Его история трагична и героична одновременно. Мост через бурную Катунь строили около трех тысяч заключенных Сиблага, которым за работу обещали амнистию (из-за чего мост прозвали «дембельским»). Местные жители заготавливали лиственницу, тросы скручивали прямо на льду реки. Работа кипела день и ночь, и практически за одну зиму мост был готов. Его испытали, пустив одновременно шесть груженых автомобилей, а 1 мая 1936 года он был сдан в эксплуатацию. Радость омрачила лишь трагедия, когда машина с амнистированными строителями сорвалась с обрыва.
Впечатление: Вид этого могучего сооружения, вписанного в суровую красоту алтайской природы, поражает. Это памятник не только инженерной мысли, но и не сломленной человеческой воле, победившей холод, голод и стихию.
Итог: Ининский мост — это символ силы человеческого духа, который достоин стать общероссийским памятником истории. Для этого необходимо провести реставрацию, обеспечить безопасность и обустроить смотровую площадку с информацией о подвиге инженеров, местных жителей и строителей.
Наша экспедиция, конечно, не ограничилась этими тремя объектами. Алтай открыл нам множество других своих красот и достопримечательностей, о которых, к сожалению, не расскажешь в одном материале. Поэтому просто делюсь с вами частичкой этой красоты через фотографии, которые мы привезли.
