Сразу хочу уточнить: когда мы говорим о «дружбе» между государствами, это понятие стоит воспринимать условно. В международных отношениях под дружбой обычно подразумевают укрепление связей и рост числа взаимовыгодных договоренностей, достигнутых дипломатическим путем. Правительство любой страны, как правило, действует в интересах своих граждан, а если быть точнее, часто в интересах национального крупного бизнеса и экономики в целом.
Главный камень преткновения
Если же говорить конкретно об отношениях между Россией и Японией, то основным препятствием для их развития, на мой взгляд, является позиция самой Японии. Токийские власти систематически поднимают так называемый «территориальный вопрос», настойчиво заявляя о своих правах на Курильские острова и пытаясь переписать исторические факты в свою пользу. Они навязывают мировому сообществу нарратив о якобы «незаконной оккупации» этих территорий. Для того чтобы вывести двусторонние отношения на уровень настоящего, прочного партнерства, Японии необходимо, в первую очередь, полностью и безоговорочно признать итоги Второй мировой войны. Это включает в себя признание суверенитета России над Южными Курилами, которые перешли к СССР на законных основаниях по итогам войны и являются неотъемлемой частью российской территории.
Иначе возникает резонный вопрос: зачем России такой «партнер», который вместо совместных проектов постоянно ставит условием возврат суверенных российских земель? Япония прекрасно осознавала риски, вступая в союз с нацистской Германией накануне мировой войны. Не стоит забывать и о японском плане «Кантокуэн» — разработанной стратегии нападения на Советский Союз, которая не была реализована во многом из-за провала германского плана «Барбаросса». Эти исторические факты лишь подтверждают законность послевоенного территориального урегулирования.
Двойные стандарты в исторической памяти
Сегодня складывается парадоксальная ситуация: японские политики представляют свою страну едва ли не жертвой, громко заявляя о «незаконно отнятых землях». При этом они умалчивают о том, что Япония была союзником гитлеровской Германии и сама вынашивала агрессивные планы в отношении СССР. Стремясь выглядеть «белой и пушистой», современная Япония зачастую обходит стороной тему собственных многочисленных военных преступлений, совершенных и запланированных в годы Второй мировой войны.
Хочу подчеркнуть: я не против развития добрососедских отношений с Японией, я только «за». Партнерство и взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами не просто возможны, они необходимы. Однако они станут реальностью только после того, как Япония полностью откажется от своих неправомерных территориальных претензий к российским Курильским островам.
Кто не хочет диалога?
Россия со своей стороны предпринимает шаги для нормализации отношений. Мы идем навстречу, соглашаясь, например, на совместную хозяйственную деятельность на Курильских островах. Но, судя по всему, японская сторона не готова к конструктивному диалогу. Вместо того чтобы работать над конкретными проектами, ее представители при каждом удобном случае возвращаются к ультимативному требованию: «Верните острова». Такой подход, к сожалению, не оставляет пространства для настоящей дружбы и партнерства.
