Фраза "Никогда не работайте с африканцами" стала для меня горьким уроком, усвоенным уже в ходе сафари по Кении и Танзании, которое организовывали как раз местные кенийские и танзанийские фирмы.
Тщательная подготовка и первые тревожные звоночки
Я начал планировать эту поездку за целый год, скрупулёзно переписываясь с несколькими кенийскими туроператорами. В итоге выбор пал на ту компанию, чьи ответы казались наиболее профессиональными и обстоятельными. Мы детально обсудили маршрут и согласовали стоимость. Поскольку путешествие было запланировано на новогодние праздники, я повторно связался с организаторами в октябре, чтобы подтвердить все детали. Мне прислали подтверждение бронирования отелей по всему маршруту, после чего я перечислил солидный аванс — деньги должны были пойти на предоплату отелям и подготовку транспорта.
Идиллия, закончившаяся посреди саванны
Первые дни всё шло более-менее гладко, хотя наш транспорт явно видел лучшие дни и по возрасту мог бы быть моим ровесником. Идиллия закончилась, когда в разгар одной из поездок по саванне этот "ветеран" окончательно сдал позиции. Мы застряли под палящим африканским солнцем, а наш гид, пытаясь успокоить, назвал это "небольшим приключением" и пообещал быстро всё уладить.
Он заглянул под капот, стал кому-то звонить, разговаривая на суахили, а затем бодро сообщил, что механики уже в пути. До ближайшего города было два часа езды, поэтому мы коротали время, прогуливаясь вокруг, перекусывая и беседуя. Я тогда ещё не знал, что наш водитель даже не представлял, в чём причина поломки. Когда механики наконец приехали, выяснилось, что они только начали диагностику.
Проблема оказалась до банальности простой — порвался ремень. Если бы я знал, что местный водитель не в состоянии определить неисправность, я бы сам попытался разобраться. Ситуацию усугубляло два факта. Во-первых, дорога в город и обратно занимала четыре часа, значит, механики вернутся только к темноте, и запланированное на этот день сафари в Масаи-Мара сорвалось. Когда в твоём распоряжении всего шесть дней и каждый из них расписан по разным заповедникам, потеря целого дня — серьёзный удар по программе. Во-вторых, я ведь перечислил аванс за два месяца именно для того, чтобы транспорт привели в порядок. Судя по состоянию того ремня, под капот не заглядывали несколько лет.
Спасение пришло с неожиданной стороны
День, казалось, был безвозвратно потерян. Саванна вокруг была пустынна, а организаторы так и не смогли ничего предпринять до наступления темноты. Нас спас немец, владелец отеля, где мы остановились, который прислал за нами свой джип. Именно он первым высказал мысль, которая потом стала для меня ключевой: организацию сафари лучше доверять европейским или американским компаниям.
Проблемы на границе и "оптимизация" отелей
Дальше — больше. Кенийцы доставили нас к границе, где нас должен был ждать танзанийский транспорт (в каждой стране работают свои гиды). С гидом претензий не было, а вот к его руководителю вопросы возникли серьёзные.
Оказалось, что часть отелей по маршруту была заменена на другие. В частности, вместо двух ночей на краю кратера Нгоронгоро нам забронировали отель всего на одну ночь. На мой вопрос менеджеру-итальянцу, правда ли нет мест на вторую ночь, он ответил утвердительно, а затем пояснил, что такая практика здесь обычное дело: отели часто меняют на более дешёвые, а туристам говорят, что просто не было мест. "Вы с ума сошли — заказать сафари у африканцев!" — с укоризной покачал головой Сандро. Но ведь мне ещё в октябре ПОДТВЕРДИЛИ бронь! Значит, подтверждали, не внося предоплату. Просто врали.
Последняя капля и борьба за свои права
Последней каплей стало то, что вместо целого дня в кратере Нгоронгоро нам оплатили лишь полдня. Мои звонки кенийцу ни к чему не привели: он утверждал, что всё оплатил танзанийцу. Танзаниец, в свою очередь, заявлял, что кенийцы ему не доплатили. В итоге мне пришлось перейти к жёстким мерам. Я начал угрожать физической расправой обеим сторонам, пообещав заехать в Арушу, а затем и слетать в Найроби. Кенийцу, чью компанию я нашёл на форуме Винского, я пообещал подписаться на уведомления и каждому интересующемуся его фирмой подробно объяснять, как он ведёт дела, тем самым похоронив его бизнес с российскими туристами.
Не знаю, что именно подействовало, но в итоге за нас доплатили, и мы остались в кратере на полный день. А вместо второй ночи у кратера Нгоронгоро я в качестве компенсации за все неурядицы выбил отель подороже, правда, расположенный не у самого края. Этот отель посоветовал тот самый итальянец — милейший человек. Он, как и немецкий владелец отеля, повторил мысль о нежелательности ведения дел с местными африканскими компаниями. По его словам, они часто не думают о долгосрочной перспективе, предпочитая сиюминутную выгоду в $100-200 стабильным деловым отношениям.
Выводы и совет будущим путешественникам
Полагаю, что это не национальная особенность, а скорее следствие низкого уровня жизни, который толкает людей на отчаянные шаги. Однако мои деньги тоже с неба не падают, и это не оправдывает попыток меня обмануть. Поэтому, если вы планируете тур в Африку на сафари, настоятельно рекомендую присмотреться к европейским компаниям. Пусть это будет чуть дороже, зато вы сохраните нервы и получите тот отдых, за который заплатили.
Вот такой получился рассказ из личного опыта. Надеюсь, он был для вас интересен и полезен. Буду благодарен за поддержку публикации лайком.
Если вам интересны подобные заметки о путешествиях, не забудьте подписаться на канал. Впереди — рассказы о национальном парке Серенгети и кратере Нгоронгоро.
Возможно, вас также заинтересует мой отчёт о дне, проведённом в саванне национального парка Озеро Накуру.
