Тилафуши: тёмная сторона мальдивского рая

Всего в семи километрах к западу от столицы Мальдив, густонаселённого Мале, лежит остров Тилафуши. Его история разительно отличается от истории соседних курортных островов. До начала 90-х годов это была просто мелководная лагуна длиной около семи километров. Однако растущие горы отходов в Мале заставили власти искать решение, и им стал этот отдалённый участок суши. Так началась его трансформация в центральную свалку архипелага, а позже — и в промышленную зону.

Решение о создании мусорного полигона было официально принято в декабре 1991 года, и уже в январе следующего года первые баржи с отходами прибыли к берегам Тилафуши. Технология была простой и разрушительной для хрупкой экосистемы: в лагуне выкапывали огромные ямы, стены которых укрепляли вынутым песком. В эти котлованы сваливали неотсортированный мусор, а сверху засыпали строительными обломками и коралловым песком, буквально наращивая остров из отходов.

От свалки к промышленной зоне

Спустя несколько лет, в 1997 году, власти решили извлечь дополнительную выгоду из этого места и начали сдавать освободившиеся участки в аренду для промышленного использования. За десятилетие на Тилафуши обосновалось более пятидесяти предприятий: появились судоремонтные мастерские, цеха по упаковке цемента, заводы по розливу метана и многочисленные склады. Сегодня здесь кипит жизнь: работают более тридцати производств, есть мечеть и даже жилой посёлок, где обитает около тысячи человек.

Основное население острова — мигранты из Бангладеш. Их труд — это основа существования Тилафуши. Они не только заняты на фабриках, но и вручную сортируют тонны мусора, которые ежедневно свозятся сюда со всего архипелага. Объёмы поражают: учитывая, что Мальдивы ежегодно принимают более миллиона туристов, каждый из которых оставляет в среднем 3,5 кг отходов в день, общая цифра набегает колоссальная — около миллиона тонн мусора в год.

Реальность против правил

Хотя формально отели обязаны сортировать отходы перед отправкой на Тилафуши для дальнейшей переработки, на практике это правило часто игнорируется. Бывает, что лодочники, не желая терять время в очереди на разгрузку, попросту сбрасывают мусор прямо в океанские воды. На самом острове процесс «утилизации» выглядит примитивно: после поверхностного осмотра сортировщиками, надеющимися найти что-то ценное, отходы сжигают на открытом воздухе. Из-за этого над Тилафуши почти постоянно висит густое, едкое облако смога.

В интернете иногда можно встретить фотографии, на которых Тилафуши выглядит вполне цивилизованно. Местные жители скептически относятся к таким снимкам, утверждая, что их делают в специально выбранные дни, когда приостанавливается работа заводов и прекращается сжигание мусора. По их мнению, это делается для поддержания безупречного имиджа Мальдив как райского уголка для ничего не подозревающих туристов.

Власти действительно прикладывают усилия, чтобы скрыть масштабы экологической проблемы. Они заявляют, что уровень вредных выбросов находится в пределах нормы, и тщательно следят за чистотой воздуха. С 2011 года официально запрещено свозить новые отходы на Тилафуши — якобы большую часть мусора теперь отправляют на переработку в Индию. Однако реальность острова говорит об обратном: фабрики продолжают дымить, люди вручную перебирают горы накопленного за десятилетия хлама, а смог над островом остаётся немым укором идее о безупречном тропическом рае.

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!