В прошлый раз я остановился на том, как нам пришлось вернуться к Карельскому берегу, где среди живописных островов мы провели еще несколько суток. К этому эпизоду я планирую вернуться значительно позже, когда у нас появится стабильный интернет, и я смогу рассказать все подробно, сопроводив историю фотографиями. Пока же отмечу, что в том укрытии мы успели заготовить приличный запас дров для нашей печки, насобирали грибов и, дождавшись подходящего прогноза, снова отправились в путь.
Нашей следующей ключевой точкой на карте по-прежнему оставалась Стрельна. Мысль о ней прочно засела у меня в голове по двум причинам: я точно знал, как на яхте войти в эту гавань, и был уверен, что это вообще возможно. К тому же синоптики предупреждали, что после пары спокойных дней надвигается серьезный шторм. Этот шторм в разных вариациях фигурировал в прогнозах уже несколько дней, поэтому сомнений не оставалось — что-то масштабное действительно грядет. Нам нужно было спешить, и убежище, к которому мы держали курс, должно было быть абсолютно надежным. Стрельна идеально подходила под эти требования.
Первые трудности и импровизация с рифами
Начало перехода выдалось напряженным. Едва мы отошли от берега на несколько километров, как ветер усилился настолько, что мне пришлось брать первый риф на гроте. Тут всплыл мой серьезный промах, допущенный при подготовке: я совершенно забыл продумать систему рифления, поэтому у меня не было готового и проверенного решения. Пришлось прямо в море, на ходу, пропускать найденную в рундуке веревку через кипы на гике, прикручивать к ним различные стопоры, чтобы конструкция хоть как-то работала, и на лету изобретать крепления. В итоге риф кое-как взяли, и наше движение стало значительно спокойнее. Делать на палубе стало практически нечего, и вскоре я отправился спать.
Так, в полудреме, и прошел этот день. К ночи ветер полностью стих, и еще несколько часов мы еле-еле двигались под обвисшими парусами. Я рассчитывал, что к утру ветер, вероятно, снова подует, и так мы достигнем цели. Прогноз же не сулил ничего плохого. Я был абсолютно спокоен.
Неожиданный удар стихии
Но, как это часто бывает, просто так пересечь море без приключений не получилось. Внезапно ветрогенератор сначала зашелестел, а затем завизжал под напором ветра, который неожиданно налетел с востока. Яхта резко накренилась, почти легла на борт и стремительно ускорилась. Я снова бросился брать рифы, но это не помогло — крен оставался опасным. К тому же такой ветер в этих местах мгновенно поднимает высокую и очень крутую волну, которая не заставила себя ждать: чем дольше дуло, тем больше становилось волн, тем сильнее и страшнее яхта прыгала на них, постоянно окатываемая ледяными брызгами.
Тогда я полностью убрал грот и застопорил ветрогенератор, чтобы уберечь его от слишком сильных порывов. Автопилот я тоже выключил и переложил перо руля слегка на ветер. Это было сделано для того, чтобы яхта медленно дрейфовала под стакселем против ветра, по направлению к берегу. Там, куда нас теперь несло, находилась деревня Чаваньга, расположенная в губе, где я и планировал переждать это непредвиденное ненастье. Я решил, что раз шторм не был отражен в прогнозе, значит, это что-то не слишком масштабное. Судя по навигатору, мы ползли со скоростью 3-4 км/ч, а глядя на воду, можно было подумать, что мы почти не двигаемся. И наша скорость, и характер волнения легко объяснялись. В Белом море существуют очень быстрые приливно-отливные течения, и сейчас, приближаясь к Кольскому полуострову, мы как раз попали в такую попутную струю. Но ветер дул нам навстречу, прямо против течения, что и порождало это нездоровое, хаотичное волнение.
Странный дрейф и обретение спокойствия
Яхта тем временем продолжала свой странный дрейф. Иногда ветер наполнял стаксель, и тогда она кренилась и разгонялась. Но, как я уже сказал, руль был застопорен, и после разгона яхта поворачивала, парус начинал полоскаться, а затем судно плавно тормозилось встречной волной. Потом все повторялось снова: нос заваливало под ветер, яхта разгонялась, разбивая волны на фонтаны брызг, описывала широкую дугу и снова замедлялась. Так мы и продвигались к Чаваньге.
Признаюсь, поначалу происходящее меня пугало. Но постепенно я понял, что ничего катастрофического не происходит. Наталья, тем временем, в каюте собрала все вещи, катающиеся по рундукам, затопила печку и даже умудрилась приготовить чай. В конце концов, я тоже спустился в каюту, где было удивительно тихо, светло, тепло и даже сухо. Наружу я выглядывал лишь изредка, наблюдая, как на неясной полоске берега все отчетливее проступают домики деревни.
Долгожданная тишина
В конечном счете, мы додрейфовали до Чаваньгской губы. Несмотря на ее открытую форму, которая, казалось бы, не могла ни от чего защитить, внутри губы волнение почти полностью стихло. Мы отдали якорь. Оставалось только дождаться, когда закончится этот внезапный ветродуй, чтобы потом преодолеть оставшиеся 30 километров до желанной Стрельны. И действительно, когда я проснулся спустя три часа, вокруг царил полнейший штиль. Пора было двигаться дальше.
P.S.: Комментарии я не читаю, но если у вас есть срочный или важный вопрос, напишите его в комментарии и обязательно укажите адрес вашей электронной почты. Мне его передадут, и я вам обязательно отвечу.
