Когда-то поезд «Красная стрела» был символом роскоши и прогресса, настоящей иконой железных дорог. Его прибытие и отправление сопровождалось торжественной музыкой, а среди пассажиров можно было встретить знаменитостей, успешных предпринимателей и государственных деятелей. Я решил лично проверить, что осталось от былой славы этого легендарного состава в наши дни.
Как купить билет и во сколько это обойдется
«Красная стрела» выделяется даже на этапе планирования поездки: билеты на нее начинают продавать за 120 дней до отправления. В РЖД уверены в неизменности ее расписания. Уже много лет поезд №1 отправляется в 23:55 и прибывает ровно в 7:55 следующего дня.
Если купить билет заранее, самый бюджетный вариант — верхняя полка в купе — обойдется примерно в 2743 рубля. Нижнее место будет стоить около 3500 рублей. Однако если откладывать покупку на последние дни, цена может взлететь до 6-7 тысяч за купе, а места в СВ окажутся в полтора-два раза дороже.
Мне удалось приобрести билет всего за сутки до поездки, причем не за деньги, а за бонусные баллы программы «РЖД Бонус». Изначально я не планировал ехать именно на «Стрелу», но так совпало, что свободные места по бонусам оказались как раз в этом поезде. Правда, столкнулся с неприятным сюрпризом: на 4 августа РЖД анонсировали акцию со скидкой 50% на билеты за баллы, но на практике она, увы, не сработала.
Читайте также: Афера года. Как в РЖД обманули пассажиров в день железнодорожника
История, которая тянется с 1931 года
Номер «один» у этого поезда — не случайность. «Красная стрела» стала первым фирменным составом в Советском Союзе. Его история началась в 1931 году, хотя изначально вагоны были не красными, а синими.
На время Великой Отечественной войны движение поезда прекратилось, а составы эвакуировали. До 1962 года менялись и типы вагонов, и локомотивы, которые тянули синюю «Стрелу». Некоторые паровозы и тепловозы даже специально красили в синий, чтобы они гармонировали с составом.
С 1962 года, после электрификации линии, состав стал водить электровоз, а вагоны наконец-то приобрели свой знаменитый красный цвет. Долгие годы, с 1976 по 2006, в поезде использовались купейные вагоны производства немецкого завода «Аммендорф» с их узнаваемыми шоколадными стенками.
В 2006 году произошла замена парка на новые вагоны Тверского вагоностроительного завода. Именно они и курсируют в составе «Красной стрелы» сегодня.
Читайте также: Поезд №1. Как менялась «Красная стрела» с 1931 года
Поездка в профессиональный праздник
Мое путешествие выпало на 4 августа 2019 года, который в тот год был Днем железнодорожника.
«Красная стрела» на Московском вокзале в Петербурге традиционно подается к платформам №4 или №5, которые расположены ближе всего к главному входу. В мой день это была правая сторона пятой платформы. Первое, что бросилось в глаза — состав казался непривычно коротким. Раньше поезд всегда состоял из 16 вагонов и вагона-ресторана. Я сверился со схемой состава в интернете:
Как видно по схеме, часть вагонов отсутствовала. С чем это связано в разгар сезона — загадка. Возможно, часть вагонов была на ремонте, хотя маловероятно, что не было спроса на билеты.
Помнится, раньше посадка на «Стрелу» начиналась за час до отправления, а не за полчаса, как в обычные поезда. В этот раз состав подали всего за 40 минут. Проводники выстроились вдоль вагонов еще до официального объявления о начале посадки.
В моем вагоне работала приветливая проводница. Мы поздоровались, она сверила паспорт с данными в планшете и пригласила пройти в купе.
Особенности вагона: без титана и девятого купе
«Красная стрела» была одним из первых составов, где отказались от традиционного титана для кипятка. Вместо него у проводницы обычный электрочайник. Еще одна особенность — в вагоне не девять, а восемь купе. Оба туалета расположены со стороны нерабочего тамбура.
По коридору стелилась фирменная красная дорожка, которую на время посадки прикрывали белой тканью. Позже ее убрали. На окнах — шторы с вензелем «КС».
В купе — трансформирующиеся полки, уже застеленные бельем. Одеяла были аккуратно заправлены в пододеяльники. Под откидным столиком, за которым могут разместиться сразу четыре человека, нашлось две розетки. Для пассажиров верхних полок отдельных розеток или USB-портов для зарядки, увы, не предусмотрено.
Среди пассажиров много командировочных и иностранных туристов. Крупных китайских групп я не заметил, но индивидуальных путешественников из разных стран было предостаточно. Я отчетливо слышал и французскую, и английскую речь. В моем же купе оказались только соотечественники, судя по всему, ехавшие по рабочим вопросам.
Ровно в 23:55 поезд тронулся в полной тишине. Еще несколько лет назад отправление и прибытие «Красной стрелы» в Петербурге сопровождалось гимном «Великому городу», а в Москве — песней Газманова «Москва. Звонят колокола». Позже эту традицию распространили и на «Сапсаны», музыка звучала так часто, что всем надоела, и от нее отказались, в том числе и для легендарного поезда.
По громкой связи к пассажирам обратился начальник поезда Роман Алубаев. Он представил машиниста первого класса Михаила Павлушина, рассказал о вариантах питания в разных вагонах, кратко напомнил правила и предложил обращаться с вопросами. Я ожидал, что в День железнодорожника он скажет что-то праздничное, но речь была строго по делу. Помнится, легендарный начальник «Стрелы» Александр Дымнич как-то под Новый год произнес такую трогательную речь, что у многих пассажиров навернулись слезы. В этот раз было не до сантиментов. Зато в купе лежала визитка с телефоном начальника поезда — отличная идея для оперативной связи!
Чуть позже пришла проводница. Она объяснила, что помимо стандартного набора на столе (бутылочка воды, булочка, печенье и йогурт) пассажирам полагается горячий завтрак на выбор: блинчики с мясом или яблоком, либо запеканка.
Также она показала регулятор температуры в купе, который можно выставить в диапазоне от 20 до 24 градусов.
«Сейчас у вас стоит минимум, 20 градусов. Если будет прохладно, можно добавить, но учтите, что с 21 градуса внизу включается электрообогрев пола», — пояснила она.
Я заказал чай, соседи — кофе на утро, после чего все устроились на своих полках. Я задернул шторку. Кто-то почитал, кто-то полистал смартфон, и вскоре в купе воцарилась тишина.
Температура оказалась идеальной для сна под одеялом: не жарко и не холодно. Вентиляция работала отлично, дышалось легко. Не было того духоты или сквозняков, которые часто бывают в купейных вагонах.
Проводница разбудила нас за полчаса до прибытия. На столе уже стояли завтраки, которые принесли сотрудники вагона-ресторана. Я выбрал блинчики с яблоком — они оказались очень вкусными. Соседи хвалили блины с мясом и запеканку.
За полчаса до Москвы начальник поезда снова вышел на связь, пожелал всем доброго утра и напомнил о прибытии в 7:55. Так и случилось — мы приехали минута в минуту.
В чем же разочарование?
«Красная стрела» — безусловно, хороший, комфортный поезд. Но сегодня уже сложно назвать его лучшим. Лет пять-семь назад это было именно так.
Раньше, покупая билет на «Стрелу», пассажир приобретал не просто место в поезде, а билет в пятизвездочный отель на колесах со всей соответствующей атрибутикой: торжественной музыкой, особым сервисом, уникальной атмосферой.
Но сегодня появились вагоны и новее, и комфортнее. В них не две розетки на купе, а четыре, в каждом вагоне есть душ (в «Стреле» он есть, но не везде), также кормят горячими завтраками, а сервис от проводников ничуть не хуже.
«Красная стрела» сегодня — это в первую очередь сильный бренд, особенно для туристов. Но той особой, почти магической атмосферы, кажется, уже нет. Возможно, поэтому в составе теперь не 16 вагонов, как раньше...
Федеральной пассажирской компании предстоит серьезно подумать над тем, как вернуть этому легендарному поезду его былой статус и уникальность.
