Уже более года на некоторых российских маршрутах можно увидеть необычное сочетание — современные электропоезда «Ласточка», которые часть пути преодолевают с помощью тепловозов. Недавно я наткнулся на довольно занятное объяснение от одного из руководителей РЖД, раскрывающее, почему на процедуру сцепки отводится именно двадцать минут, а не меньше.
Речь идет о направлениях, соединяющих Москву и Иваново, Санкт-Петербург с Псковом и Печорами, Петрозаводск с Великим Новгородом и Псковом, а также о линии из Петербурга в Сортавалу.
Зачем «Ласточке» тепловоз
На этих линиях используется гибридная схема движения. Пока состав находится на электрифицированном участке пути, он движется самостоятельно, за счет собственного электропривода. Затем, на границе неэлектрифицированного отрезка, к нему подцепляют тепловоз модели ТЭП70БС, который и тянет поезд дальше, там, где нет контактной сети.
Такое решение оказалось весьма практичным и позволило организовать скоростное сообщение, пользующееся большой популярностью у пассажиров. К примеру, за год работы на маршруте из Санкт-Петербурга в Псков такие составы перевезли 548 тысяч человек — это в два раза больше, чем население самого Пскова. Сейчас по этому направлению ежедневно курсирует три пары поездов.
На линии Москва — Иваново пассажиров обслуживают уже четыре пары составов в сутки. Время в пути составляет немногим более 3,5 часов, что почти в два раза быстрее, чем у ночного поезда дальнего следования, который ходил здесь раньше.
Однако есть маршруты, где эффективность подобной схемы вызывает вопросы. Например, поезд из Петрозаводска в Псков находится в пути около 11 часов. Провести столько времени в сидячем вагоне довольно утомительно, из-за чего состав часто заполнен не полностью. Здесь, возможно, больше подошли бы традиционные поезда с плацкартными и купейными вагонами. Но, как говорится, лучше такая «Ласточка», чем никакого сообщения вообще.
«Это шоу»
Сама процедура подцепки тепловоза к «Ласточке» длится примерно 20 минут. Лично я не считаю это слишком долгим сроком — замена локомотива у обычного состава как раз занимает те же 20–30 минут.
Но мне попалось любопытное, даже забавное, высказывание директора по пассажирским перевозкам РЖД Дмитрия Пегова. По его словам, эти 20 минут специально отведены для того, чтобы все желающие пассажиры успели сфотографировать процесс сцепки.
«20 минут — время прицепки тепловоза. Да, можно было прицепить тепловоз еще быстрее, но я сегодня специально засек время — через сколько последний фотограф отойдет от этого шоу! Это было семнадцать минут. То есть 20 минут — это как раз то время, которое нужно, чтобы все 300+ человек успели сфотографироваться, прицепиться, обсудить эту тему — как же так сделано, где сделали тепловоз», — приводит слова Дмитрия Пегова мой коллега, известный под ником «Перископ из глубин Тихого океана».
Из этой цитаты не совсем ясно, шутит руководитель или говорит совершенно серьезно. Думаю, в его словах все же присутствует изрядная доля иронии.
Так что теперь, если вам доведется ехать на такой «Ласточке» и вы начнете гадать, почему сцепка занимает так много времени, смело выходите на перрон, чтобы сделать памятный кадр на фоне этого технологического «шоу», с улыбкой вспоминая оригинальное объяснение от РЖД.
