Как байкеры невольно спасли исторический вагон московского метро

Хочу поделиться удивительной историей одного вагона из московского метро — вагона, который чудом избежал печальной участи многих своих собратьев и сохранился до наших дней благодаря цепочке неожиданных событий.

Вагон типа А, номер 21. Фото: wikimedia

Почему этот вагон так ценен?

Перед вами вагон типа А — настоящая легенда подземки. Эти вагоны представляют огромную историческую ценность, ведь они были самыми первыми в московском, а значит, и в советском метрополитене. Сегодня в столице уцелело всего три таких экземпляра: тот, о котором пойдет речь, а также вагоны номер 1 (самый первый) и 1031.

Вагоны типа А номер 1031 и 1. Фото: wikimedia

Упущенные возможности сохранения истории

Практически все остальные вагоны этой серии были отправлены на металлолом. Причем это происходило совсем недавно — в конце 2000-х и начале 2010-х годов, несмотря на активные протесты энтузиастов и историков.

Позже, со сменой руководства метрополитена, отношение к историческому наследию изменилось. Новые руководители осознали ценность таких раритетов, ведь ретро-поезда, выставки и тематические экскурсии стали невероятно популярными и востребованными у публики.

Вагон метро типа А номер 1. Фото: wikimedia

Жизненный путь вагона №21

Судьба вагона №21 поистине уникальна. Он был построен в 1935 году, в числе самых первых, и долгие годы исправно перевозил пассажиров — сначала на Сокольнической линии, а затем на Арбатско-Покровской. По некоторым данным, он проработал вплоть до 1975 года.

После завершения пассажирской службы наш герой не отправился на покой, а стал служебным вагоном. Он работал в паре с вагоном-дефектоскопом №1031, выполняя роль передвижной проявочной лаборатории. Тем временем вагон №1 все эти годы просто стоял в депо, ожидая лучших времен.

Трудные времена для исторических вагонов

В 1999 году все три вагона были окончательно сняты с эксплуатации, и их пути разошлись. Вагон №1 по-прежнему оставался в депо, а вагон №1031 оказался под открытым небом и постепенно приходил в упадок, достигнув плачевного состояния.

Фото: wikimedia

Другие вагоны типа А списывали и разрезали на металл. Некоторые из них можно было найти в заброшенном состоянии на территориях, не принадлежавших метрополитену. Например, один такой вагон долго стоял возле железнодорожной платформы Пери в Ленинградской области, но в итоге тоже был уничтожен.

Неожиданные спасители — байкеры

А что же наш герой, вагон №21? В 2013 году его судьба сделала неожиданный поворот — он был продан московскому байкерскому бару «Ночной поезд», расположенному near станции Угрешская Московской кольцевой железной дороги. В сети можно найти репортажи о том, как он выглядел сразу после перевозки.

Фото: Evgeniy Lesnyak

А вот таким он стал снаружи спустя четыре месяца.

Фото: Evgeniy Lesnyak

Судя по всему, бар в вагоне так и не открылся (по крайней мере, мне не удалось найти ни одной фотографии интерьера с обстановкой), а к 2015 году его стены украсили — или, скорее, изуродовали — граффити.

Фото: kronos.livejournal.com

Долгожданное возвращение домой

В 2016 году вагон наконец-то обрел спасение. Московский метрополитен выкупил его обратно.

Скриншот Youtube / Mosmetro

Нашего героя отправили на реставрацию в родные пенаты — в метро.

Скриншот Youtube / Mosmetro

Работы по восстановлению заняли несколько месяцев, и уже в мае 2017 года обновленный вагон предстал перед публикой. Его вцепили в теперь уже трехвагонный состав, состоящий из самых первых вагонов типа А Московского метро: номер 1, 1031 и, конечно же, нашего героя — номер 21.

Фото: Вконтакте / Московское метро. Дмитрий Матыцин

Четвертый уцелевший вагон и ретро-иллюзия

История будет неполной, если не упомянуть, что помимо трех московских вагонов сохранился еще один. Вагон №1001 еще в советское время, будучи служебным, был передан Бакинскому метрополитену. Там его бережно сохранили, отреставрировали и теперь используют как музейный экспонат, переименовав в 001.

И еще один момент, который может разочаровать москвичей. Те, кто часто ездит по Сокольнической линии, наверняка видели «поезд из вагонов типа А».

Ретропоезд на Сокольнической линии в Москве. Фото из открытых источников.

На самом деле это не подлинные исторические вагоны. Этот ретро-состав собран из более новых моделей, которые просто стилизовали под тип А.

Если вам интересно, как проходила реставрация 21-го вагона, вы можете найти видео этого процесса.

Ваши лайки и репосты вдохновляют меня на новые истории. Спасибо за внимание!