Хочу поделиться удивительной историей одного вагона из московского метро — вагона, который чудом избежал печальной участи многих своих собратьев и сохранился до наших дней благодаря цепочке неожиданных событий.
Почему этот вагон так ценен?
Перед вами вагон типа А — настоящая легенда подземки. Эти вагоны представляют огромную историческую ценность, ведь они были самыми первыми в московском, а значит, и в советском метрополитене. Сегодня в столице уцелело всего три таких экземпляра: тот, о котором пойдет речь, а также вагоны номер 1 (самый первый) и 1031.
Упущенные возможности сохранения истории
Практически все остальные вагоны этой серии были отправлены на металлолом. Причем это происходило совсем недавно — в конце 2000-х и начале 2010-х годов, несмотря на активные протесты энтузиастов и историков.
Позже, со сменой руководства метрополитена, отношение к историческому наследию изменилось. Новые руководители осознали ценность таких раритетов, ведь ретро-поезда, выставки и тематические экскурсии стали невероятно популярными и востребованными у публики.
Жизненный путь вагона №21
Судьба вагона №21 поистине уникальна. Он был построен в 1935 году, в числе самых первых, и долгие годы исправно перевозил пассажиров — сначала на Сокольнической линии, а затем на Арбатско-Покровской. По некоторым данным, он проработал вплоть до 1975 года.
После завершения пассажирской службы наш герой не отправился на покой, а стал служебным вагоном. Он работал в паре с вагоном-дефектоскопом №1031, выполняя роль передвижной проявочной лаборатории. Тем временем вагон №1 все эти годы просто стоял в депо, ожидая лучших времен.
Трудные времена для исторических вагонов
В 1999 году все три вагона были окончательно сняты с эксплуатации, и их пути разошлись. Вагон №1 по-прежнему оставался в депо, а вагон №1031 оказался под открытым небом и постепенно приходил в упадок, достигнув плачевного состояния.
Другие вагоны типа А списывали и разрезали на металл. Некоторые из них можно было найти в заброшенном состоянии на территориях, не принадлежавших метрополитену. Например, один такой вагон долго стоял возле железнодорожной платформы Пери в Ленинградской области, но в итоге тоже был уничтожен.
Неожиданные спасители — байкеры
А что же наш герой, вагон №21? В 2013 году его судьба сделала неожиданный поворот — он был продан московскому байкерскому бару «Ночной поезд», расположенному near станции Угрешская Московской кольцевой железной дороги. В сети можно найти репортажи о том, как он выглядел сразу после перевозки.
А вот таким он стал снаружи спустя четыре месяца.
Судя по всему, бар в вагоне так и не открылся (по крайней мере, мне не удалось найти ни одной фотографии интерьера с обстановкой), а к 2015 году его стены украсили — или, скорее, изуродовали — граффити.
Долгожданное возвращение домой
В 2016 году вагон наконец-то обрел спасение. Московский метрополитен выкупил его обратно.
Нашего героя отправили на реставрацию в родные пенаты — в метро.
Работы по восстановлению заняли несколько месяцев, и уже в мае 2017 года обновленный вагон предстал перед публикой. Его вцепили в теперь уже трехвагонный состав, состоящий из самых первых вагонов типа А Московского метро: номер 1, 1031 и, конечно же, нашего героя — номер 21.
Четвертый уцелевший вагон и ретро-иллюзия
История будет неполной, если не упомянуть, что помимо трех московских вагонов сохранился еще один. Вагон №1001 еще в советское время, будучи служебным, был передан Бакинскому метрополитену. Там его бережно сохранили, отреставрировали и теперь используют как музейный экспонат, переименовав в 001.
И еще один момент, который может разочаровать москвичей. Те, кто часто ездит по Сокольнической линии, наверняка видели «поезд из вагонов типа А».
На самом деле это не подлинные исторические вагоны. Этот ретро-состав собран из более новых моделей, которые просто стилизовали под тип А.
Если вам интересно, как проходила реставрация 21-го вагона, вы можете найти видео этого процесса.
Ваши лайки и репосты вдохновляют меня на новые истории. Спасибо за внимание!
