Когда местные приняли нашу старую яхту за роскошь олигархов, а оказалось — она дешевле их моторки

Недавно мы остановились на ночлег на одном из карельских озер и уже собирались спать, как вдруг услышали характерное тарахтение моторной лодки. Судя по звуку, она направлялась прямо к нам, а не просто проплывала мимо. Вскоре до нас донеслись голоса — явно обсуждали наше судно. Петя, мой напарник, выбрался из каюты на палубу, чтобы выяснить, в чем дело. «Вам что-то нужно?» — спросил он у подошедших местных мужчин. Те были изрядно выпившими, поэтому, не стесняясь, подошли ближе и сразу же задали вопрос, который, видимо, не давал им покоя: «Сколько стоит ваша яхта?» Прозвучало это с каким-то почти вызывающим, «рабоче-крестьянским» оттенком.

Неожиданный диалог о цене

Сначала они, скорее для вида, поинтересовались, откуда мы и куда направляемся, сколько нас на борту, но быстро вернулись к главному — стоимости нашей «роскошной» парусной лодки. «Да-а, — с первых же слов заявил один из них, — мне такую никогда не позволить. Это ж сколько ее содержать-то надо! Наверное, миллионов пять стоит?» В его голосе явно сквозила обида: вот он, простой труженик, плавает на обычной моторке, а мы, питерские богачи, рассекаем на шикарной яхте, которая ему никогда не будет доступна, как ни старайся.

«Каких миллионов? — ответил Петя. — Мы ее в Швеции купили за 120 тысяч рублей! Вместе со всеми сборами и растаможкой вышло около 180. Она же старинная, ей лет много. Правда, потом пришлось кое-что доработать».

«А во сколько эти доработки обошлись?» — тут же ухватился мужчина за мысль, что, наверное, вложили в нее бешеные деньги.

«Ну, я свою работу как-то не оцениваю. Не так уж и много».

«А за сколько бы ты ее продал, если бы захотел? Сколько миллионов?»

Стереотипы и недоверие

Мы даже опешили от такого предположения. Но, что поделать, стереотипы у людей сильны: многие до сих пор уверены, что парусная яхта — это непременно роскошь, доступная только миллионерам. «Деньги-то у тебя, наверное, водятся, да?» — не унимался наш собеседник.

«Вот мой знакомый в этом году пригнал из Швеции лодку похожего типа, но постарше. Продает ее за 700 тысяч. А наша и того проще, будет дешевле. Но та, что за 700, — это слишком дорого, вряд ли кто купит».

Мужик снова не поверил: «Вот этот “Прогресс” 500 стоил!» — гордо указал он на свою моторку.

Петя лишь хмыкнул: «Так у тебя один мотор тысяч 200 стоит. Дороже, чем вся моя лодка со всем ее оборудованием». «250!» — с гордостью уточнил владелец потрепанной моторной лодки.

Перелом в разговоре

Однако постепенно наши новые знакомые начали понимать, что перед ними вовсе не классовый враг в образе олигарха, а самый обычный человек в поношенных трениках и грязной флиске, с самокруткой из газеты в зубах. Присмотревшись к нашей лодке, они заметили и царапины на корпусе, и аккуратные заплаты на покрытии. Их тон стал меняться, выражения лиц — менее вызывающими. В конце концов, они перешли на более привычный, доброжелательно-любопытный лад и даже пригласили нас к себе в избу. Получив вежливый отказ, вскоре умчались обратно.

Размышления о доступности яхт

А мы потом долго обсуждали эту ситуацию. Видимо, еще не скоро у людей перестроится сознание, и они поймут, что яхта по сути мало чем отличается от автомобиля. Есть понтовые машины для элиты — те же «Волги» или «Москвичи» в свое время. Есть дорогие модели для состоятельных людей, комфортные варианты для среднего класса и самый простой, доступный практически каждому транспорт без изысков. Причем любую машину можно купить с рук, и тогда ее цена заметно упадет.

С яхтами — абсолютно та же история. Более того, их эксплуатируют не так интенсивно, как автомобили, поэтому покупать старые лодки зачастую даже безопаснее и выгоднее: они и через 30–40 лет после выпуска могут прослужить еще десятилетия. Например, нашей яхте уже больше сорока, но и внешне, и технически она в очень неплохом состоянии.

Так что, по сути, выходит, что практически любой может позволить себе яхту по цене раздолбанной моторки с хорошим мотором. Но об этом мало кто знает — мир до сих полон стереотипов о недоступности парусных судов.