На что идут пожертвования: сравнение расходов РПЦ и буддистских общин Таиланда

Вопрос веры и финансовых вкладов в неё — безусловно, личное дело каждого. Однако когда речь заходит о Церкви не как о здании с куполами, а как об организации, особенно той, что поддерживается государством, мы говорим уже об общественном институте. В этом плане российское православие и тайский буддизм оказываются в схожем положении — будучи встроенными в государственную систему, эти религиозные институты де-факто становятся её частью.

Откуда берутся средства

И там, и там крутятся огромные суммы — это и прямые пожертвования верующих, и доходы от продажи различной продукции, как связанной с религией, так и совершенно мирской. В принципе, способ заработка — дело каждого, куда интереснее, на что эти деньги в итоге тратятся.

Прозрачность и видимые результаты

Бюджеты обеих церквей широкой огласке не предаются, поэтому давайте оценим ситуацию по внешним проявлениям. Буддистские общины и монастыри в Таиланде — организации весьма состоятельные и влиятельные, храмов построено немало. Однако бешеных темпов возведения по три новых здания в день, от которых любой коммерческий застройщик схватился бы за голову, здесь не наблюдается.

Образ жизни буддистских монахов со стороны выглядит скромным. Конечно, теоретически они могут прятать пачки банкнот под своими деревянными подушками, но публичных скандалов на эту тему как-то не вспоминается. А вот фонд оплаты труда в РПЦ, судя по автомобилям, квартирам и прочим атрибутам благополучия некоторых её представителей, — статья расходов весьма заметная.

Статьи расходов: командировки и общественная роль

Командировочные расходы тоже впечатляют. Например, непродолжительное турне Патриарха по странам Латинской Америки, включавшее даже богослужение для пингвинов в Антарктиде, обошлось, по имеющимся данным, более чем в 20 миллионов рублей. У каждого руководителя, видимо, свои увлечения — кому-то по душе пингвины.

Но самое важное, на мой взгляд, — это общественная нагрузка, та польза, которую церковь несёт людям за пределами своих стен. Буддистские храмы в Таиланде — это реальные центры общественной жизни: места для отдыха, детские площадки, там кормят голодных, заботятся о бездомных животных, занимаются образованием детей. В трудную минуту человек может обратиться туда за помощью.

РПЦ же открыто заявляет, и не считает это чем-то зазорным, что все церковные доходы тратятся на внутренние нужды самой организации. Ну, знаете, нарастить активы, выплатить премии, отреставрировать свечной заводик... А проблемы общества, его нужды — это всё мирская суета, не представляющая для церкви особого интереса.

Так что, дорогие читатели, решайте сами, чей подход вам ближе. Видимо, у Бога пока не доходят руки до своих слуг... Хотя и в буддистской церкви, конечно, хватает своих проблем, о чём, например, свидетельствует видео...

А в целом, я считаю, что религия — это, по сути, опиум для народа, который, как метко заметил Остап Бендер, ещё и денег стоит. Так пусть уж он хоть какую-то реальную пользу приносит!