На что идут пожертвования: сравнение расходов РПЦ и буддистских храмов Таиланда

Вопрос веры и добровольных взносов на её поддержание — это глубоко личное решение каждого. Однако когда речь заходит о Церкви не как о здании с куполами, а как об организации, мы имеем дело с общественным институтом. Особенно если этот институт тесно связан с государством. В этом плане российское православие и тайский буддизм во многом похожи — будучи интегрированными в систему государственного устройства, эти религиозные организации де-факто выполняют роль официальных, государственных.

Источники финансирования

И там, и там крутятся огромные суммы — деньги поступают и как прямые пожертвования верующих, и от продажи различных товаров и услуг, как связанных с религией, так и совершенно мирских. В принципе, способ заработка — дело каждого, гораздо интереснее другой вопрос: на что эти средства в итоге тратятся.

Прозрачность бюджетов

Бюджеты обеих церквей не отличаются открытостью, поэтому давайте оценим ситуацию по видимым результатам.

Буддистские общины и монастыри в Таиланде — это очень состоятельные и влиятельные структуры. Храмов построено великое множество, но бешеных темпов возведения по три новых в день, от которых любой коммерческий застройщик схватился бы за голову, не наблюдается.

Образ жизни служителей

Буддийские монахи, судя по всему, ведут скромную жизнь. Конечно, можно предположить, что где-то в тиши келий они прячут пачки банкнот под деревянными подушками, но публичных скандалов на эту тему не было. А вот фонд оплаты труда в РПЦ, если судить по автомобилям, квартирам и прочим атрибутам достатка её служителей, — это весьма заметная статья расходов.

Командировочные расходы тоже впечатляют. Например, недолгое турне Патриарха по странам Латинской Америки, включая богослужение для антарктических пингвинов, обошлось прихожанам более чем в 20 миллионов рублей.

Общественная польза

Но у каждого руководителя свои увлечения, кому-то нравятся пингвины... Главное же — это та общественная нагрузка, которую берёт на себя каждая из церквей. Буддистские храмы в Таиланде — это реальные центры общественной жизни: места для отдыха, с детскими площадками, где кормят голодных, содержат бездомных животных, обучают детей. В трудную минуту человек тоже может обратиться туда за помощью.

РПЦ же открыто заявляет, и не считает это зазорным, что все церковные доходы тратятся на внутренние нужды самой организации. Например, на увеличение активов, выплату премий, реставрацию свечного заводика... А общество и его проблемы — это что-то мирское, суетное и для церкви не представляющее особого интереса.

Так что, решайте сами, успеют ли высшие силы донести свою волю до земных служителей...

Хотя и в буддистской церкви хватает своих проблем, о чём, например, говорит это видео...