Почему больше не стоит бояться мест у туалета в плацкарте и купе

Сложился стереотип, что места возле туалета — худший вариант в поезде, будь то плацкарт или купе. Но лично я их не избегаю, а иногда даже выбираю намеренно. Хочу поделиться своим опытом и объяснить, почему эти места давно перестали быть проблемными.

В плацкартных вагонах это обычно отсек с местами с 33 по 38, в купейных — последнее купе с номерами 33–36. Главные опасения пассажиров — возможные запахи, шум от двери и другие неудобства. Однако, на мой взгляд, эти проблемы всё чаще остаются в прошлом благодаря модернизации составов.

Приведу факты: по данным Федеральной пассажирской компании на конец 2018 года, уже 59,6% вагонов были оснащены современными биотуалетами. Это означает, что сегодня шанс попасть в вагон с устаревшей системой ниже, чем с экологичной. Давайте разберём особенности разных типов вагонов.

Биотуалеты в составе фирменного поезда «Экспресс»

Двухэтажные вагоны

В двухэтажных вагонах последние купе вообще не должны вызывать беспокойства. В большинстве таких моделей туалеты расположены между этажами и не соприкасаются напрямую с жилыми отсеками.

Коридор и купе второго этажа двухэтажного вагона. Фото: Кирилл Балберов.

Исключение — штабные двухэтажные вагоны с туалетами на обоих этажах. Но даже там, по моему опыту, соседство с санузлом не доставляет дискомфорта. Звукоизоляция и вентиляция выполнены настолько качественно, что посторонние шумы и запахи практически не ощущаются.

Плацкартные вагоны

Современные плацкартные вагоны проектируются так, что оба туалета находятся в конце состава, со стороны нерабочего тамбура. Недавно я путешествовал на 35-м месте в таком вагоне.

Хорошая новость: никаких неприятных запахов или навязчивых звуков я не заметил. Однако есть нюанс: двери до сих пор иногда хлопают из-за ручек, что может потревожить чуткого спящего человека. Зато на 35-м месте есть перегородка между полкой и проходом, которая защищает от случайных касаний проходящих пассажиров.

Лично я предпочитаю 35-е место любому верхнему. Дополнительный плюс: если вагон заполнен не полностью, свободные места чаще всего оказываются именно в последнем отсеке. Это делает поездку спокойнее и комфортнее за счёт меньшей скученности.

Кстати, РЖД иногда проводит акции, распродавая именно верхние полки в последнем отсеке плацкарта.

Купейные вагоны

К сожалению, в купейных вагонах до сих пор встречаются старые модели, прошедшие капитальный ремонт, — например, бывшие немецкие вагоны с характерными «шоколадными» стенками. Хотя при ремонте устанавливают биотуалеты и кондиционеры, шумоизоляция часто остаётся слабой. На 35-м месте в таком вагоне можно услышать многое из происходящего в туалете, а запахи иногда проникают в купе.

При покупке билета понять, новый это вагон или отремонтированный, практически невозможно.

Вы ни за что не угадаете, что это за вагон, пока не придете в него. Скриншот: сайт РЖД

Но если вы покупаете билет в фирменный поезд, можете быть уверены: вагон будет новым, а все перечисленные недостатки устранены. В таких купе отличная шумоизоляция, и неприятные запахи вас не побеспокоят.

Как и в плацкарте, здесь есть бонус: последнее купе с большей вероятностью окажется не полностью занятым, что добавит комфорта в поездке.