Плацкарт станет дорогим и непредсказуемым: что ждет пассажиров после отмены госрегулирования

Похоже, скоро наступит эпоха, когда стоимость проезда в плацкартных вагонах перестанет быть стабильной и доступной. Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой отменить государственное регулирование тарифов на этот вид перевозок, что может сделать цены на плацкарт такими же изменчивыми и высокими, как в купейных вагонах.

Как формируется стоимость плацкартных билетов сегодня

Уже много лет цены на билеты в плацкарте находятся под контролем ФАС. По сути, государство само определяет тариф, а если вагоны заполнены не полностью или перевозки оказываются убыточными, бюджет компенсирует потери РЖД. Сама компания может лишь предлагать ограниченные акции, например, делать скидки на верхние боковые места.

Традиционно с первого января каждого года происходит индексация плацкартных тарифов. Как правило, их повышают примерно на уровень инфляции, что позволяет сохранять относительную доступность.

Кроме того, РЖД применяет систему гибкого ценообразования с использованием специальных коэффициентов. Благодаря этому в периоды высокого спроса билеты могут дорожать, а в низкий сезон — дешеветь. Однако средняя годовая стоимость всё равно остается на уровне, утвержденном государством.

Совершенно иная ситуация в купейных вагонах. Там полную свободу действий имеет «дочка» РЖД — Федеральная пассажирская компания. ФПК самостоятельно устанавливает цены, используя динамическое ценообразование: чем больше желающих купить билет, тем выше его стоимость.

Из-за этой разницы плацкартные места, которые в разы дешевле купе, раскупаются очень быстро, особенно летом и в праздничные дни. Например, перед Новым годом поездка из Москвы в Санкт-Петербург в плацкарте обойдется примерно в 1600 рублей, тогда как за место в купе того же поезда могут запросить от 6 до 10 тысяч.

Грядущие перемены

ФАС предлагает полностью отказаться от субсидирования перевозок в плацкартных и общих вагонах. Вместо этого планируется определить перечень «социально значимых» маршрутов, на поддержку которых будет ежегодно выделяться около 8,5 млрд рублей из бюджета. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на письмо главы ФАС Игоря Артемьева вице-премьеру Максиму Акимову.

В документе отмечается, что регулируемые тарифы не учитывают рыночный спрос, из-за чего пассажиропоток неуклонно снижается с 2010 года. Бюджетные дотации покрывают разницу между «экономически обоснованным» и «фактическим» тарифами, а постоянное падение числа пассажиров ведет к росту потребности в субсидиях.

Проще говоря, ФАС хочет позволить ФПК устанавливать цены на плацкартные билеты так же свободно, как на купейные, за исключением ряда льготных направлений.

Как пассажиры могут отреагировать на изменения

Эксперты прогнозируют, что если часть маршрутов останется субсидируемой, а на других будет действовать рыночное ценообразование, пассажиры начнут искать лазейки. Подобная ситуация уже наблюдается на калининградском направлении.

Сейчас поезда в Калининградскую область получают государственную поддержку, поэтому билеты туда — и в купе, и в плацкарте — существенно дешевле, чем, например, до Вильнюса, хотя расстояние до литовской столицы меньше. В результате экономные путешественники покупают билеты до первой станции в Калининградской области, а выходят раньше — на территории Литвы.

Если инициатива ФАС будет реализована механически, с выделением условных «социальных» маршрутов, такая практика может распространиться по всей железнодорожной сети. Это мнение, которое приводит «Коммерсант», разделяет глава Союза пассажиров Кирилл Янков, и с ним сложно не согласиться.

Важно осознавать: раз ФАС публично озвучила эту идею, высока вероятность, что рано или поздно она воплотится в жизнь. Пассажирам стоит готовиться к тому, что эра стабильных и предсказуемых цен на плацкарт подходит к концу.