Вспоминаю, как восемь лет назад, только начав осваиваться на тайском острове Самуи, я столкнулся с довольно необычной для меня моделью общения среди местных русских экспатов. Мне практически сразу предложили не просто дружить, а примкнуть к одной группе соотечественников, чтобы вместе противостоять другой.
Детский сад по-русски на тропическом острове
На тот момент остров был условно поделен между двумя «группировками», которые конкурировали в единственном деле, которое им было по силам, — в аренде жилья для туристов из России. Схема была проста: снять дом подешевле, а через интернет сдать его соотечественникам подороже. Вокруг каждой такой риэлторской конторы кучковались свои «друзья и сочувствующие» — русские, жившие на острове более-менее постоянно. И вся их энергия уходила не на созидание, а на мелкие пакости: от банов и глупых жалоб на сайтах и в соцсетях до прямых запретов посещать заведения, которые осмеливались обслуживать «вражеский лагерь». Мне, предлагая «дружбу», так прямо и заявили: «Если к тебе в ресторан зайдет кто-то из конкурентов, то наши люди к тебе ходить перестанут».
Выбор в пользу свободы и здравого смысла
Вся эта детсадовская возня с разделением на «своих» и «чужих» меня абсолютно не устроила. Именно поэтому я с самого начала и до сих пор предпочитаю держаться особняком от этих русских «долгожителей». И чувствую себя прекрасно. Ведь я уехал из России, в том числе, и потому, что формула «вся наша жизнь — борьба» — это не про меня. Я выбираю решать вопросы мирно, дружить ради дела и позитивного результата, а не против кого-то, и просто улыбаться людям.
Как точно заметил актер Серебрянников из Канады: «Я предпочту фальшивые улыбки искренней ненависти».
Частный случай общей национальной черты
Эта история — лишь частный пример того чувства, которое, как ни печально, часто скрепляет наше общество. Пишу я эти строки на фоне комментариев к своей предыдущей статье — «Страна жестоких взрослых детей» — о запрете авиасообщения с Грузией.
Какой же дружный всплеск «патриотизма» мы наблюдаем! Какая одухотворяющая, высокохудожественная, неподдельная и искренняя ненависть! Прямо любо-дорого посмотреть, как россияне объединяются в своей неприязни к другой стране. Ирония в том, что наказали-то в итоге нас самих, ограничив наши же возможности. Но мы, вместо того чтобы это осознать, снова объединяемся в том, что у нас получается лучше всего — во вражде. Детский сад продолжается. Вся эта суета напоминает подростковый бунт и подходит под пословицу «назло отцу руку отрублю». От этих действий веет такой детскостью, дворовостью и откровенным шпанизмом, что становится и грустно, и смешно одновременно.
