Всем привет! Меня зовут Витя, и я хочу рассказать вам об одном из самых ярких приключений в моей жизни. Летом 2023 года мы с моим другом Олегом отправились в большое путешествие автостопом, преодолев путь от побережья Каспийского моря до берегов Черного. За это время мы увидели невероятную красоту Кавказских гор и познакомились с удивительными людьми.

Так выглядел наш запланированный маршрут на карте.
Всё началось с рассказов Олега о его знакомом Владе и их автостопных похождениях по Дагестану. Эти истории, полные неожиданных поворотов, восхищения природой и знаменитым кавказским гостеприимством, зажгли во мне искру. Моя давняя мечта увидеть горы обрела конкретную цель — я твёрдо решил, что увижу их именно на Кавказе.

Наше первое совместное испытание — поход по Тихой Тропе в Беларуси. На фото я, Олег и Влад.
Изначально мы планировали поехать втроём: я, Олег и Влад. Задумывался недельный тур по Приэльбрусью с заездом в другие живописные места. Однако планы изменились, и неприятные обстоятельства не позволили Владу присоединиться к нам.
Путешествуя вдвоём, шансов поймать машину автостопом больше, и у нас родилась, казалось бы, безумная идея: а что если соединить не только горы, но и два моря? Прикинув по карте, я увидел, что от Махачкалы до Сочи примерно 1000 км. Расстояние серьёзное, но преодолимое, особенно для энтузиастов с горящими глазами. Честно говоря, я немного сомневался, оценивая свои силы и масштабы затеи. Но поддержка друзей помогла принять окончательное решение — мы едем! А чтобы путь не был скучным, мы решили насытить маршрут различными достопримечательностями.

Тренирую «стоп» — главный инструмент автостопщика.
Подготовка началась за два месяца до старта. Мы перерыли тонны информации, составив список из более чем 30 точек. Осознав, что на всё про всё у нас всего 20 дней, список пришлось урезать почти вдвое. Наш путь должен был начаться в Минске: автобус до Москвы, затем самолёт до Махачкалы. Вот ключевые точки нашего маршрута:
Махачкала, Каспийское море → древний Дербент и крепость Нарын-Кала → таинственный экраноплан «Лунь» → Салтинский водопад → заброшенный аул Гамсутль → Карадахская теснина → село Гуниб → водопады Тобот и Итлятляр → Сулакский каньон → Грозный → озеро Кезенойам → Кармадонское ущелье → село Даргавс → Пятигорск → гора Кольцо → плато Бермамыт → Приэльбрусье, поляна Азау → Кисловодск → и наконец, Сочи и Черное море.
С 7 по 27 июля нам предстояло преодолеть автостопом около 1500 км от Махачкалы до Кисловодска, а оттуда ещё 600 км до Сочи мы планировали доехать на поезде.
Подготовка была тщательной. Я составил список снаряжения, рассчитал вес и оптимизировал упаковку, чтобы сэкономить на авиабилетах. Подробнее о том, что я взял с собой, я расскажу отдельно.

Вот так выглядело моё снаряжение и одежда для похода.
Зная по рассказам о невероятном гостеприимстве кавказцев, которые готовы накормить, напоить и приютить путника, мы решили взять еды всего на 12 дней. Влад предупреждал, что половину, скорее всего, придётся везти обратно, но мы посчитали, что лучше перестраховаться, чем остаться голодными вдали от дома. Я составил рацион по рецепту @4ucky, сосредоточившись на сублиматах. В итоге у нас получилось 5 кг сухого пайка — завтраков, обедов и ужинов, которые после несложного приготовления превращались во вполне съедобные блюда.

Почти вся наша еда на первые дни пути. Общий вес — 4800 грамм.
За две недели до вылета мы купили авиабилеты. Чтобы сэкономить, один билет был с багажом, другой — без. Обратные билеты были оформлены по тому же принципу. Поскольку провоз багажа в самолёте — удовольствие не из дешёвых, я решил упаковать всё в один рюкзак весом менее 10 кг. Тяжёлые, но компактные вещи отправились в ручную кладь, где есть ограничения по объёму, но не по весу. В итоге наш «багаж» состоял из двух рюкзаков по 5 кг и двух сумок для ручной клади размером 36х30х27 см.
День Х. Пятница, 7 июля.
Несмотря на двухмесячную подготовку, в последние часы перед отъездом пришлось делать многое: оформлять страховку, получать карту «Мир», менять валюту на рубли. К счастью, всё удалось, я перепроверил списки, и мы отправились на автовокзал. Там мы встретились с Олегом, и через несколько часов наш автобус уже мчался в сторону Москвы. Беларусь провожала нас потрясающим закатом, хотя путешествие омрачал сосед, который страдал от ледяного потока воздуха из кондиционера.

Тот самый прощальный закат в Беларуси.
Китайские автобусы, честно говоря, не лучший транспорт для долгих поездок: тесные сиденья, мало места для ног. У меня постоянно затекали ноги, а пассажир впереди всё пытался откинуть спинку своего кресла. Кондиционер работал в режиме «ледяной ураган» или «полное безветрие». Однако я нашёл более-менее удобное положение, и поездка прошла относительно спокойно. Спалось урывками, и лишь за полтора часа до прибытия мне удалось по-настоящему уснуть. На автовокзал «Саранское» мы приехали на час позже расписания. До вылета оставалось ещё два с половиной часа, времени, казалось, было в достатке.
Через 10 минут мы уже мчались в сторону Шереметьево с таксистом из Киргизии. Он был приятно удивлён нашим маршрутом и, как опытный путешественник, посоветовал нам когда-нибудь посетить его родные края и озеро Иссык-Куль. Поездка задалась с самого начала: крутая музыка, лихая езда по МКАДу, весёлые разговоры и предвкушение приключений подняли нам настроение. В какой-то момент мне даже показалось, что можно было бы просто кататься так все 18 дней. До аэропорта мы добрались меньше чем за час.
Здесь стоит дать совет: автовокзал «Саранское» находится в 50 км от Шереметьево, и такси обойдётся примерно в 20 долларов. Если летите из Внуково, расстояние всего 10 км, и дорога будет вполовину дешевле. Общественный транспорт и вовсе сэкономил бы время и деньги.

Последние минуты перед вылетом из Москвы.
И вот мы в Шереметьево. Наш рейс на 8:40 утра, до вылета — полтора часа. Мы быстро занялись перепаковкой рюкзаков, и тут выяснился неприятный нюанс. Упаковка багажа в плёнку — отдельная услуга, и стоит она не 500 рублей, как было указано на сайте аэропорта, а 2300. Упаковщик, видя наше недоумение, предложил не заворачивать рюкзаки, а купить у него большую сумку за 2000 рублей и сложить всё в неё, чтобы использовать её и на обратном пути. Мы так и поступили.
Выработали стратегию: вещи, не помещающиеся в ручную кладь по весу, перекладываем в карманы курток перед регистрацией. Обнаружилась и третья проблема: при покупке билета я ошибся в написании своей фамилии. Исправление одной буквы обошлось в 500 рублей. Во время регистрации меня спросили, готов ли я помочь в эвакуации пассажиров в случае чрезвычайной ситуации. Я, конечно, согласился, и в награду мне дали место у аварийного выхода — у окна. Приятный бонус! Ещё 30 минут ожидания — и мы уже в самолёте, следующем в Махачкалу.

Вид из иллюминатора где-то на полпути между Москвой и Махачкалой.
Продолжение следует...
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Путешествие от Каспийского до Черного моря. Часть 1.
