Власти Москвы представили тарифную политику для Московских центральных диаметров. В целом, для многих пассажиров поездки станут дешевле, а сама система оплаты — более гибкой, хотя и потребует некоторого привыкания к новым правилам.
Напомню, запуск первых двух диаметров — МЦД-1 «Лобня – Одинцово» и МЦД-2 «Нахабино – Подольск» — запланирован на конец 2019 года. Ожидается, что современные поезда «Иволга» будут курсировать с интервалом в 15 минут, чередуясь с обычными электричками, следующими до Белорусского, Савеловского, Курского и Рижского вокзалов.
«Тройка» и прежняя система оплаты
Первое и важное: старая система тарификации на электричках никуда не денется. Если по каким-то причинам она окажется для вас выгоднее, вы можете продолжать ею пользоваться.
Второй момент: все преимущества новых тарифов будут доступны исключительно держателям транспортной карты «Тройка». Карта «Стрелка» на старте работать не будет, но власти обещают в будущем доработать систему и интегрировать её.
И третье ключевое правило: чтобы рассчитать стоимость поездки по новой системе, карту «Тройка» нужно будет прикладывать к валидатору не только при входе, но и при выходе. Сделать это будет несложно, так как турникеты планируется установить практически повсеместно.
Три тарифные зоны
Территорию, охватываемую пригородными электропоездами, разделят на три зоны: Центральную, Пригородную и Дальнюю.
Центральная зона — это поездки в пределах Москвы (фактически внутри МКАД). Для МЦД-1 это участок от станции Марк через Савеловский и Белорусский вокзалы до Сетуни. Для МЦД-2 — от Волоколамской через Курский вокзал до Остафьево. В этих границах будет действовать городской тариф, идентичный метро и МЦК: 38 рублей при оплате с «Кошелька» карты «Тройка». Пересадка с метро или МЦК на МЦД и обратно, совершённая в течение 90 минут после первого прикладывания карты, будет бесплатной.
Схема тарифных зон. Кликабельно, можно увеличить.
Пригородная зона начинается за станциями Марк, Сетунь, Волоколамская и Остафьево и простирается до конечных точек диаметров — Одинцово, Лобня, Нахабино и Подольск. Разовая поездка в этой зоне по тарифу «Кошелек» в 2019 году обойдётся в 45 рублей. Здесь также действует правило бесплатной пересадки на метро, МЦК и другой диаметр в течение 90 минут.
Дальняя зона — это территория за пределами МЦД. Если пассажир начинает путь со станции, не входящей в диаметры, стоимость складывается из двух частей: цены обычного билета на электричку (23 рубля за каждую зону до границ МЦД) и фиксированных 45 рублей за проезд по МЦД. Как только путешественник оказывается в границах диаметра, он получает право на бесплатную пересадку на метро и МЦК. Главное — уложиться в те же 90 минут, что может быть затруднительно для очень удалённых станций.
Пересадка на наземный транспорт
Стоимость пересадки с МЦД на автобус, троллейбус, трамвай или электробус составит 21 рубль, если вы находитесь в Центральной зоне, и 38 рублей — в Пригородной и Дальней зонах.
Станет ли проезд дешевле?
Зависит от конкретного маршрута. Для большинства ежедневных пассажиров, которые ездят на работу и обратно, покупая разовые билеты, изменения, скорее всего, будут выгодными.
Например, сегодня путь от Лобни до ближайшей станции метро «Окружная» стоит 46 рублей, но не даёт права на бесплатную пересадку в метро. По новым правилам та же поездка обойдётся в 45 рублей, а пересадка на метро или МЦК будет бесплатной.
Поездки от Лобни до станций, расположенных дальше «Окружной», сегодня стоят дороже 45 рублей, так что здесь пассажиры однозначно в плюсе.
Поезда «Иволга» на станции Одинцово будущего МЦД-1.
Ситуация с Долгопрудной немного иная. Сегодня билет оттуда до «Окружной» стоит 23 рубля, а по новому тарифу — 44 рубля. Однако в эту сумму уже включена пересадка на метро или МЦК. Тем, кому не нужно дальше ехать на метро, выгоднее остаться на старом тарифе.
Однозначно продолжать пользоваться старыми тарифами стоит и тем, кто ездит внутри Пригородной зоны, например, от Лобни до Долгопрудной (23 рубля против 45 рублей по-новому).
Таким образом, у жителей Москвы и Подмосковья появится своеобразная головоломка: перед каждой поездкой по новым маршрутам придётся просчитывать, какой способ оплаты окажется экономичнее.
Какие билеты будут действовать?
Бумажный «Единый» билет на МЦД действовать не будет.
Для оплаты проезда в Центральной зоне можно будет использовать все билеты московского метро, записанные на «Тройку»: на 60 поездок, «сутки», «трое суток», а также на 30, 90 и 365 дней.
Для зон «Пригород» и «Дальняя» введут специальные новые абонементы. Их детальные условия пока не раскрываются.
На сайте правительства Москвы также обещают возможность оплаты бесконтактной банковской картой или смартфоном с NFC-модулем.
«При бесконтактной и безналичной оплате стоимость проезда в границах Центральной зоны составит 42 рубля. Цена в двух других зонах пока не утверждена. При этом пересадка с МЦД на МЦК или метро при таком способе оплаты также будет бесплатной», — говорится в сообщении. Как технически будет реализована эта бесплатная пересадка, пока неясно. Возможно, для этого потребуется специальное мобильное приложение, а не прямая оплата с банковской карты.
Как будет списываться оплата?
На сайте МЦД приведены наглядные примеры списания средств с «Кошелька» карты «Тройка». Вот некоторые из них (изображения кликабельны, их можно увеличить):
Какую сумму спишут с пассажира, который по забывчивости не приложил карту на выходе, пока остаётся открытым вопросом.
Льготный проезд
Ситуация с льготами также требует уточнений. Известно, что свои права сохранят те, кто уже сейчас пользуется метро и электричками бесплатно.
Кроме того, в планах — расширить возрастную льготу: бесплатно ездить железнодорожным транспортом смогут дети до семи лет (сейчас на электричках бесплатный проезд только для детей до пяти лет).
Список льготных категорий граждан, которые не будут платить за проезд в Пригородной и Дальней зонах, позже определит правительство Московской области.
