То, что для жителя казахских степей является деликатесом и предметом гордости, у многих русских вызывает лишь недоумение и вопрос: «Как это вообще можно есть?»
Действительно, значительная часть населения России относится к конине с предубеждением, причём зачастую это мнение складывается без личного опыта — многие никогда не пробовали это мясо и не стремятся это сделать.
Становится очевидным, что причина такой нелюбви кроется не во вкусовых качествах продукта, а в чём-то более глубоком, уходящем корнями в историю и культуру. Что же это за причины?
Религиозные запреты и пищевые традиции
Одну из ключевых причин стоит искать в религиозных канонах, которые веками формировали пищевые привычки.
На Руси, следуя православным традициям, существовал чёткий запрет на употребление в пищу «нечистых» животных, кроме случаев крайнего голода. К такой пище относили, прежде всего, мясо животных, умерших своей смертью или задушенных, а также мясо определённых видов, считавшихся нечистыми. В этот список, помимо прочего, входили лошади, зайцы, ракообразные и бесчешуйчатая рыба.
Почему именно эти животные попали под запрет? Согласно церковным предписаниям, в пищу годилось только мясо животных, обладающих одновременно двумя признаками: раздвоенным копытом и способностью жевать жвачку. Лошадь, хоть и жуёт жвачку, является непарнокопытным животным. Таким образом, для верующего человека употребление конины было прямым нарушением религиозных установок.
Конь — не еда, а помощник и друг
Но религиозный запрет — не единственная причина. Не менее важную роль сыграл уклад жизни и хозяйственная деятельность.
В отличие от кочевых народов, для которых лошадь была прежде всего источником пищи, русские люди, будучи в основном земледельцами, видели в ней незаменимого помощника. Конь был и тягловой силой для плуга, и транспортным средством, и верным спутником, которого берегли и ценили. Его роль в хозяйстве была настолько важна, что воспринимать его как простое мясо было немыслимо.
Фактически, в традиционном русском дворе у каждого животного была своя, чётко определённая функция: коровы давали молоко, свиньи — сало и мясо, а лошади — рабочую силу. Их не ели так же, как не ели собак или кошек — эти животные считались ближе к категории друзей или помощников, нежели к пищевому ресурсу.
География и экономика: где пасти табуны?
Даже если бы не было религиозных и культурных барьеров, широкому распространению конины в центральной России помешали бы географические и экономические реалии.
В отличие от бескрайних степей Средней Азии и Монголии, идеально подходящих для выпаса больших табунов, ландшафт исторической России — это в основном леса, лесостепи и тундра. Свободные земли здесь традиционно старались использовать под пашню, а не под пастбища для лошадей мясного направления.
Интересно, что в степных регионах России, таких как Татарстан, Башкирия, Алтай или Кубань, где условия для коневодства были лучше, сдерживающим фактором для употребления конины как раз и становилось православие, которое там также было распространено.
----
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие публикации из моего путешествия в Казахстан, а также следить за новыми материалами.
