Каждый или почти каждый отпуск для жителя Чукотского автономного округа начинается с перелета в город, где есть крупный аэропорт. Для жителей восточной части региона это Анадырь. Для жителей Певека, до недавнего времени - Якутска. Для нас, жителей славного города Билибино, что на западе района, самым первым форпостом цивилизации всегда был и остается Магадан. Именно туда, как правило, летит счастливое путешествие в отпуск после отпуска после двух лет работы (обычно длительного – на пару месяцев). Весной 2022 года, после 5 месяцев работы на Билибинской АЭС, мне представилась возможность совершить свое первое кратковременное «возвращение» на Большую землю.
Прибытие самолета-"хранителя" в Магадан не вызывает особого ажиотажа в терминале. Это не переполненный рейс с «большой земли», даже при полной загрузке сюда добираются 50 человек. Самолет прилетает ранним вечером – в самое спокойное для аэропорта Магадана время. Здание терминала кажется пустым и тихим. В небольшом уголке камеры хранения не придется толкаться в толпе и выуживать багаж – все происходит предельно спокойно и цивилизованно – именно для таких грузов и создана эта зона хранения багажа.
Автобусы в город ходят довольно часто, несмотря на значительное расстояние (ехать по горному Колымскому шоссе от аэропорта около часа). Некоторые идут пешком до аэропортового поселка Сокол, но я, как правило, все равно еду в Магадан.
Ощущение, что ты на материке, начинаешь чувствовать, как только приземляешься на взлетно-посадочную полосу самолета. На телефон массово начинают приходить обновления - ну интернет берет свое, оптоволокно протянули до Магадана.
Второй признак «материковой жизни» встречает вас по дороге в город – здесь асфальт… Да, это всего лишь небольшой восьмидесятикилометровый участок Колымского шоссе от поселка Палатка до Магадана, но это покрытый хорошим, блин, асфальтом... Автобус движется по нему с космической для Чукотки скоростью, не трясясь на выбоинах и бетонных стыках. Мимо проносятся красивые горные хребты и высокие лиственничные леса; природа, хотя и еще северная, уже не так угнетена морозом.
Через час езды, после очередного перевала, он появляется – городок у побережья. Моря пока не видно – оно внизу. Пока видно только то, что горы заканчиваются за пределами города (кроме пары холмов восточнее - там полуостров Старицкий). Автобус проносится мимо одноэтажных пригородов - т н. «километр» и входит в «ноль» — кольцевую развязку, обозначающую начало и конец знаменитого «Колымского шоссе".
Сразу за ним находится проспект Ленина, ведущий к центру города. Сразу за мостом через реку Магаданка высокие и ярко раскрашенные панельные дома со множеством магазинов сменяются отреставрированными сталинскими постройками".
Ближе к центру автобус наконец подъезжает к автовокзалу – типичному советскому «стеклянному зданию», где в былые времена все время тусовались «отморозки» (они же бомжи) и все нюхали мочой и алкоголем, из-за чего Магаданцы в шутку прозвали это здание «деревянной станцией".
Сейчас автовокзал отреставрировали, он стал более цивилизованным. Довольно важный транспортный узел для всех, кто живет вдоль Колымского шоссе и за его пределами.
Движение регулярное, автобусы ходят до Мяунджи (что на границе с Якутией), а неофициальные маршрутки за 18 000 рублей могут довезти до Якутска - т е проехать по Колымскому шоссе от начала до конца(!).
Рядом площадь с огромным (самым большим на Дальнем Востоке) православным собором, рядом советское здание областной администрации...
В мае 2022 года в городе только начал таять снег. Лысая лиственница контрастировала с окружающим весенним пейзажем и теплым солнцем.
Проспект, ведущий вглубь города, поднимается на вершину перешейка, между двумя бухтами недалеко от города. Так получилось, что этот город у меня ассоциируется только с одним из них – Нагаевской. Может потому, что он самый «фасадный» и имеет новую набережную, а может, из-за песен Высоцкого. Скорее всего, он просто ближе к центру, и город обращен к морю высотными домами прямо здесь. Залив Гертнер, напротив, считается более «дачным»; люди предпочитают здесь пляжный отдых и пикники.
26 апреля 2022 года я впервые увидел Охотское море, открывшееся изо льда. Кое-где в городе еще стояли сугробы, но бухты уже раскрылись, и на гавани шли колонны кораблей...
Зимой побережье залива тоже красиво, особенно на закате.
Сам город близко подходит к морю только в одном месте – в западной части залива Нагаева. В остальном улицы уже на вершине «хребта» принимают невысокий вид и спускаются к морю в виде непрезентабельного частного сектора.
Насколько я понимаю, обычно русские люди северной части Дальнего Востока старались не селиться вблизи моря, ни в Магадане, ни в Петропавловске-Камчатском. Место старались выбрать за прибрежным холмом, защищая улицы и дома от резкого ветра вечно холодного моря, оставляя на «пляже» только гавань, рыбацкие причалы, склады и частный сектор для самых несчастных жителей.
На замусоренном горизонте лежит Марчеканская сопка у побережья Нагаевской губы. Как видите, к берегу спускаются только частные дома непрезентабельного вида, а на самом холме вообще никого нет. Полуостров Старицкий (на котором расположен город) необитаем
Насколько я понимаю, этим заповедным местом в Магадане были улицы чуть ниже вершины перешейка, от улицы Гагарина до Соборной площади, где сейчас находится центр.В 70-е годы решили перенести город в сторону порта в западная часть губы Нагаевская.
Именно там в конце прошлого века впервые был построен микрорайон у побережья под названием «Моргородок".
Начинающийся с рядов обветренных хрущевских построек, стоящих рядом с хорошо сохранившимися проспектами «сталинской архитектуры» благодаря удачному расположению или постоянно реставрируемых, этот микрорайон защищает центральные «сталинские постройки» от ледяного дыхания Моря. Охотск, спускается к побережью, по пути цепляется за склоны холмов, обрамляющих западный берег залива.
Ближе к морю хрущевские постройки сменяются брежневскими панелями, кое-где появляются «свечи», а на склоне холма выделяется огромный научно-исследовательский институт проблем Северного моря.
У самого берега дорога на террасу гавани поворачивает направо, оставляя ступенчатый тротуар для идущих к берегу пешеходов. Здесь среди панно иногда можно увидеть старинные маяки...
Маяк летом. Фото Степанова Славы Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Один из них, стоявший недалеко от берега, решили восстановить и превратить в ландшафтный парк с набережной. Территорию благоустроили, а дома на берегу обшили панелями. Мне понравилась эта идея, и многим местным жителям (судя по огромному летнему наплыву) она тоже понравилась. Весной набережная заполняется рыбаками, начинается ловля корюшки...
Рядом установлен памятник Владимиру Высоцкому, который пел о городе и однажды побывал в нем. «Да, я видел Нагаевскую бухту и дороги..."
Моя первая ночевка в городе состоялась в мае 2022 года, когда я возвращалась «на большую землю".
Я выбрал на Авито самый дешевый вариант – 900 рублей в сутки. Почему-то на тот момент я еще не выключил знакомый со студенческих времен на всем и вся «режим экономии» (где я тратил еще больше денег, чем сейчас, когда мне надоело «экономить»). Узнав адрес и немного побродив по улицам на вершине «хребта», я пришел к частному дому на улице Потапова, недалеко от старой православной церкви и кладбища.
Дом сдала колоритная магаданка, которая разъезжала на «Прадике» и сдавала дом на своем участке. Рядом с гигантским плазменным телевизором и работающим отоплением стоял самодельный водопровод из бака. Кому-то может показаться «экстремальным» ночевать в таком доме, но для меня все было в удовольствие. Рядом пицца Додо, Синнабон, море, ловлю интернет... Под ковром случайно нашел записку - ту самую киргизскую, которая напомнила мне о моей первой заграничной поездке на Иссык-Куль еще в 2001 году. Судя по всему, мигрант работники оттуда были частыми гостями в этом доме. После двух поездок на «большую землю» через столичную Колыму, пары ночей в доме, где проводилась дезинсекция, и дешевой квартиры с гнилыми коврами, я все же последовал совету не снимать такие квартиры из-за насекомых (в том числе и постельных) клопы) и решили сами, что не стоит экономить на жилье. В недавней поездке я уже снимал квартиру за 2000 на улице Гагарина, напротив продуктового магазина «Нептун». Это как-то тише.
«Транзитеры» вроде меня долго в городе не задерживаются — обычно на одну ночь, иногда на два-три дня. Можно ли осмотреть город за такое короткое время? Конечно, нет. А в городе много интересного. Окончательно я в этом убедился во время своего третьего визита в город - летом 2022 года. Районы, находившиеся чуть дальше от моря, задыхались от жары, но стоило мне спуститься на пару кварталов к морю, как холодный туман, наползший оттуда, заставляет меня сожалеть о том, что я надел шорты и футболку. Вечерний Магадан невероятно красив. Здесь нет полярного дня, но ночи необычайно коротки – как в Петербурге.
Сам город стоит на перешейке Старицкого полуострова, который грибом вытягивается в море с запада на восток. И если город с пригородами стоит на одной «ноге», то вся «шляпа» представляет собой один большой заповедник – с небольшими вольерами заброшенных воинских частей, антенн и дачных поселков. Туристы любят туда лазить. Здесь много красивых видов, особенно на побережье.
Обратите внимание: В "Магните" снова подорожал имбирь. Сразу в два раза за несколько дней.
Чего стоит вид на скалы «Три брата» или панорама с холма Марчекан...Побережье изобилует морскими звездами, мидиями и другими морепродуктами.
Среди проблем — обилие медведей (которые иногда также заходят в город) и приливы и отливы в сочетании со скалистым рельефом побережья. Иногда можно прогуляться по берегу и оказаться «прижатым» водой к камням. В хорошую погоду можно уйти лишь с мокрыми ногами, а вот в грозу могут возникнуть проблемы, поэтому лучше идти «верхним путем». Магаданский туристический клуб часто размещает и отмечает их в летний сезон.
До некоторых мест, таких как бухта Батарейная, можно дойти пешком и вернуться в город в течение дня. Чтобы добраться до других, тем, кто находится за пределами полуострова, придется проделать долгий путь или добраться на лодке. Много информации публикуется на туристическом портале города.
Зимой многие выбирают в качестве развлечения горные лыжи. За микрорайоном «Солнечный» (ранее это был отдельный поселок, а из его близости на карте родился «Солнечный Магадан») расположен горнолыжный комплекс «Снегорка".
Он средний по сравнению с тем же «Большим Вудявром» в Мурманской области или Шерегешем в Кузбассе и уж точно не сравним с «Красной Поляной» в Сочи, но покататься можно. Подъемники новые, инфраструктура есть, разрабатываются новые склоны. Одним из несомненных плюсов является то, что это один из самых продолжительных горнолыжных сезонов в России – с ноября по конец мая. Цены дороже, чем в Мурманской области, но дешевле, чем в Сочи. Еще одна особенность в том, что на самый высокий (и одновременно главный) подъемник нет «скид-пасса» — вы поднимаетесь по билету на ограниченное количество подъемов. В общем, можно хорошо провести время. Одна из проблем – погода. Здесь не так холодно, как в Билибино на Чукотке, но почти всегда ветрено. Море пронзительное... Да, «Снегорка» защищена от моря холмом и влияние ветра здесь гораздо ниже, чем в городе, но внезапная метель может серьезно испортить катание. Подъемники здесь не будут останавливаться, как в Кировске (Мурманская область), а спускаться придется по рыхлому снегу, который будет падать с такой скоростью, что ни один втягивающий механизм не успеет его раскатать. Ну, видимость будет очень низкой.
Магадан с вершины Снегорки. Вдали Колымский хребет.
В остальном это довольно красивое место, до которого легко добраться на автобусе.
Следующий этап пути на материк начинается утром. Из Магадана «на Большую землю» можно улететь тремя способами: самый популярный – в Москву на огромном Боинге 777 авиакомпании «Россия» (дочка Аэрофлота) по относительно недорогим ценам (15 000 в эконом-классе, а если у вас дальневосточный регистрация, то 10 000 руб.). Перелет 8 часов.
Второй по популярности рейс — в Новосибирск, на зеленом Airbus 320 до S7. Летит 5 часов. У этой авиакомпании странные цены. Если вы возьмете билет в Москву с пересадкой в Новосибирске, то за это заплатите еще меньше денег, чем за прямой субсидированный рейс «России» в столицу (около 14 000 рублей), но если вы летите именно в Новосибирск, будьте готовы заплатить все 18 000. Даже если лететь, то расстояние короче и тоже эконом-классом. Почему такие цены непонятно.
Третий по популярности рейс Авроры в Хабаровск. Аэробус 319. Время полета на нем всего 3 часа, расстояние еще меньше, чем до Новосибирска, но стоит еще дороже. Парадокс российской авиации в том, что чем короче перелет (особенно если он не до Москвы, а между регионами), тем дороже за него платить...
По выходным также выполняются рейсы S7 (Airbus-320 neo) и «ИрАэро» (на Superjet) на Байкал — в Иркутск (последний имеет пересадку в Благовещенске).
Это собственно все «материковые» направления. Есть, конечно, ежедневные рейсы на Камчатку (на редком и невероятно редком до сих пор летающем Як-40) и полеты на не менее древнем, но все же более распространенном турбовинтовом Ан-24 в Якутск. Все это хороший вариант (особенно полет на Камчатку с неожиданно дешевыми ценами на билеты) пересесть на самолет и продолжить полет дальше, но полетом «на большую землю» это назвать нельзя. Ни Петропавловск-Камчатский, ни Якутск не имеют полноценного транспортного сообщения с остальной частью страны по суше.
В общем дорога шла в Москву, но до этого мне нужно добраться из города в аэропорт, благо в Магадане с этим все отлично. Автобусное сообщение между Магаданом и аэропортом в поселке Сокол регулярное (почти раз в час), плюс в аэропорт прибывают автобусы, следующие по Колымскому шоссе в Палатку, Хасын и другие поселки. Некоторые отдыхающие даже ночуют в Соколе, не заезжая в Магадан. Гостиницы в аэропорту и в поселке есть, но номеров в них мало и состояние зачастую не очень хорошее, поэтому многие предпочитают снимать квартиры, что приносит доход жителям этого колымского села. Я предпочитаю покупать рыбу там. Дешевле, чем на рынке в Магадане, и удобнее. Все привезут на Большую землю краснюк и икру.
Цены с весны 2022 года.
Цены конечно не дешевые (на Камчатке гораздо дешевле), но все свежее. После одной такой покупки вы обнаруживаете, что потратили 20 тысяч и имеете в багаже огромный излишек. Вы подходите к старым аэропортовым весам и пытаетесь втиснуть все между багажом и ручной кладью, чтобы не переплачивать за перегрузку.
Рейс «Россия» в Москву не очень свежий (рейсы «Аэрофлота» будут посвежее), но в целом хорош.
За сиденьями даже есть видеосистема (правда, она работает лишь изредка). Вы приезжаете в Шереметьево практически ровно в то время, когда уехали. По пути вы наслаждаетесь полярными красотами (большую часть времени самолет летит по параболе над побережьем Северного Ледовитого океана), видите горные хребты, можете различить на карте устья крупных северных рек. Так что весь маршрут можно разделить на несколько отрезков, по пути в хорошую погоду можно разделить Колыму, Индигирку, Яну, затем перепрыгнуть Верхоянский хребет и Лена окажется под крылом самолета. В это время бортпроводники разносят обед. Сразу за Таймыром находятся Енисей и Обь (сначала вы даже удивитесь, как устья этих великих рек, берущих начало так далеко друг от друга, разделены лишь Гыданским полуостровом). Дальше Урал. Как правило, там может быть шок, поэтому иногда горные хребты облетают со стороны моря и можно увидеть, как внизу на западной части полуострова Югра появляются едва заметные деревья, переходящие в лес - начинается страна Коми. Где-то внизу уже железные дороги и растительность, самолет меняет курс и летит на юг, пересекая Печору. Затем стюардессы начинают подавать закуски. После часового полета над русским севером, где-то над Волгой (точнее над Рыбинским водохранилищем) начинается спуск. Прорыв облаков, отчетливо видная сеть дорог и деревень внизу и, наконец, город, начинающийся с коттеджных поселков и подползающий вверх стеной многоэтажек.
Еще через час пассажиры нашего самолета будут связаны единым, но в то же время сообществом, отделяющим нас от остальных пассажиров огромного авиационного узла. Весело моргая, то ли радуясь тому, что после восьмичасового полета наконец-то можно размять ноги, то ли тому, что они вообще прибыли, жители Колымы идут к багажным лентам. Наверное, каждый из нас в этот момент чувствует себя немного «полярником», немного героем, вернувшимся с «севера». Кто-то романтик, кто-то надеется в ближайшем будущем хорошо провести время в столице, как это делали в советские времена прилетевшие в отпуск исследователи. А может быть, и то, и другое одновременно.
Я, едва начавший жизнь на «Колымском меридиане» и еще не совсем отрезанный от связи, связывавшей меня с большой землей, взял свой багаж и поспешил к выходу, где меня встретил отец. Оглянувшись вокруг, я заметил, как стройная очередь шедших со мной пассажиров поредела, а через мгновение я сам исчез в многотысячной толпе. Это было мое первое возвращение в Москву.
[my]МагаданАвиацияТуризмКрайний СеверДальний ВостокГорнолыжный курортДлинный пост 14Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Человек на Чукотке. К вам и сразу обратно. Запорошенный рай.