Эпоха Эдо принесла в Японию долгожданный мир и стабильность, которые стали фундаментом для удивительного явления — развития культуры путешествий. Впервые за многие столетия не только самураи и аристократы, но и зажиточные горожане, а подчас даже женщины из разных сословий получили возможность относительно безопасно перемещаться по стране с самыми разными целями. После бесконечных междоусобных войн люди с жадностью ухватились за этот шанс увидеть мир, хотя, конечно, такая привилегия была доступна далеко не каждому.
Регламентированные перемещения: от сёгуна до даймё
В 1639 году сёгунат Токугава принял судьбоносные указы, запрещавшие португальцам въезд в страну, что положило начало политике сакоку — добровольной изоляции Японии от внешнего мира. До Реставрации Мэйдзи любые контакты с иностранцами и выезд за пределы архипелага жёстко контролировались. Страна оказалась отрезанной от Запада, если не считать крошечной фактории голландской Ост-Индской компании на искусственном островке Дэдзима в Нагасаки.
При этом связи с азиатскими соседями — Китаем, Кореей (через княжество Цусима) и Рюкю (через Сацуму) — сохранялись, хоть и в ограниченном виде. Шла и активная колонизация земель эдзо, известных сегодня как Хоккайдо.

Нисимура Сигэнага (1697–1756), «Корейское посольство в пути к столице», XVIII век, ксилография, бумага, тушь, цвет.
Любое путешествие иностранных гостей по Японии неизменно начиналось с визита в замок Эдо — резиденцию сёгуна. Именно там решали, куда, как и на какой срок можно будет отправиться. Этот тщательно продуманный ритуал был призван демонстрировать абсолютную власть правительства Токугава. Этой же цели служили и пышные официальные приёмы с участием заморских гостей, японских художников, учёных и придворной знати, на которые стекались посмотреть тысячи зевак.
Самые масштабные перемещения были уделом даймё — феодальных правителей примерно 260 владений, на которые делилась страна. По приказу сёгуна они были обязаны проводить половину времени при его дворе в Эдо, а другую половину — в своих провинциях. Эти путешествия превращались в грандиозные театрализованные шествия со свитой в сотни, а иногда и в тысячу человек. Сложный график, утверждённый маршрут и фиксированный бюджет (который также определялся сёгуном) — всё это было частью представления, включавшего танцы, церемонии, песни и военные марши, призванные доказать лояльность верховному правителю.

Школа Хисикава, «Шествие даймё в Эдо», ок. 1700 г., фрагмент ручного свитка, тушь, цвет, золото, шёлк.
Сами сёгуны путешествовали нечасто и в основном с инспекционными или церемониальными целями. Важнейшим из таких ритуалов было паломничество в Никко, к северу от Эдо, где покоился прах основателя династии Токугава Иэясу. Примечательно, что за два столетия ни один сёгун так и не добрался до императорской столицы Киото.
Дороги, которые построили даймё
Если в некоторых древних цивилизациях, вроде Греции, отсутствие дорог сдерживало развитие путешествий, то в Японии эпохи Эдо с инфраструктурой было всё в порядке. Уже к 1640 году сложилась система пяти главных трактов — Гокайдо. Эти дороги расходились лучами от Нихонбаси, «Японского моста» в Эдо, в разные концы страны:
Токайдо (вдоль восточного побережья до Киото);
Накасэндо (ещё один путь из Эдо в Киото, но пролегавший через горы);
Косю-кайдо (на северо-запад);
Осю-кайдо (к северу, до Сиракавы в провинции Муцу);
Никко-кайдо (ведущая, как следует из названия, в Никко).
Помимо них, существовало восемь второстепенных трактов и множество местных дорог (ваки-кайдо), содержание которых было обязанностью даймё. Для контроля и предотвращения провоза оружия в Эдо на дорогах были учреждены 53 охранных поста — сэккисё.
Дороги были грунтовыми, что обеспечивало отличный дренаж, а по обочинам высаживали деревья и кусты, дававшие путникам тень и защиту от ветра.
Обратите внимание: Как выглядит традиционная деревня в Японии? На российские совсем не похожа.
Использование колёсного транспорта было запрещено — чтобы не превращать тракт в ухабистую колею.Народные тропы: паломничество и отдых
Рост городов в XVII веке стимулировал развитие межрегиональной торговли. Купцы и ремесленники обладали большей свободой передвижения, чем самураи и уж тем более даймё. Странствующие торговцы развозили по стране инструменты, лекарства и книги; им не требовалось специальное разрешение сёгуна, хотя для въезда в некоторые города нужно было заручиться одобрением местных властей.
Крестьяне и простые горожане были ещё свободнее. Они могли путешествовать почти без ограничений — хотя для этого требовалась бумага, объясняющая цель поездки. Чаще всего в ней указывали религиозное паломничество, лечение или посещение свадьбы родственников. Но встречались и любопытные формулировки вроде «для покупки необходимых вещей», «осмотра храмов и живописных ущелий» или даже «дегустации местной кухни». Получается, что шопинг-туры и гастрономический туризм существовали в Японии уже три столетия назад!
Пик народного туризма пришёлся на период с 1780 по 1840 годы. Причины были самыми приятными: жизнь постепенно налаживалась, урожаи риса росли, и даже многие фермеры из окрестностей Осаки и Киото разбогатели настолько, что могли позволить себе паломничество или поездку «для осмотра достопримечательностей».
Самым популярным направлением был храмовый комплекс Исэ, посвящённый богине солнца Аматэрасу. Например, в 1830 году его посетило около пяти миллионов человек — масштаб, немыслимый для Европы вплоть до конца XX века. Многие паломники затем направлялись в Киото, где насчитывалось более тысячи буддийских храмов, или в другие регионы.

Тёго, «Паломники, путешествующие в Исэ», XVIII век, фрагмент висящего свитка; тушь и цвет по бумаге.
Власти не одобряли простые «поездки для удовольствия», считая их бесполезными, но хитрые путешественники легко обходили запреты. Чтобы посетить знаменитые горячие источники, они оформляли документы на посещение близлежащих святынь... А по пути наслаждались табаком, лапшой соба или азартными играми. В целом, помимо религиозного рвения, многих в дорогу манила возможность выпить сакэ, попробовать местные деликатесы или полюбоваться красивыми видами.
Храмы и святилища относились к этому потоку народа весьма прагматично. Почти везде, за исключением некоторых буддийских сект вроде Дзёдо Синсю, при религиозных учреждениях предлагали товары и услуги — от чая и еды до развлечений: танцев, песен и даже услуг проституток (последние скромно именовались «горничными» — месимори онна; в 1844 году на одной только почтовой станции Синагава работало 1348 таких «девушек»!).
Отдельной строкой шёл развлекательный туризм, отражавший растущий интерес японцев к географии собственной страны. Путешественники стремились увидеть мэйсё — знаменитые места, в список которых входили не только храмы и святилища, но и десятки тысяч исторических, живописных и даже литературных (да-да!) памятников по всей стране, от Сацумы до Хоккайдо.
Некоторые достопримечательности, вроде Мацусимы или Аманохасидатэ, знали все. Чтобы найти другие, требовались услуги проводников — странствующих монахов или предприимчивых местных жителей. Так люди знакомились с локальной культурой и одновременно расширяли собственные горизонты.
На этом история японских путешествий эпохи Эдо не заканчивается. В следующий раз мы поговорим о том, как туризм отразился в искусстве и культуре того времени, а также о том, насколько изобретательными были японцы в организации поездок, где сервис и внимание к деталям были практически стопроцентными.
[мин]ТуризмТуристыПутешествияАзияПраздникиПраздникиТурДостопримечательности ИсландияЯпонияИстория (наука)Длинный пост 0Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Культура путешествий эпохи Эдо в Японии.
