В прошлый раз я делилась наблюдениями о практичном использовании дров в суровых условиях Севера, а сегодня хочу продолжить рассказ, опираясь на путевые заметки Александра Шренка — географа и исследователя, отправившегося в экспедицию по этим краям в 1837 году.
Суровая реальность детства на Цильме
Меня особенно поразило то, как тогда воспитывали детей в этих отдалённых местах. Представьте: первая треть XIX века, глухой Печорский край, окрестности Усть-Цильмы. Шренк двигался от Мезени по рекам Пёза и Цильма к Печоре и стал свидетелем одной очень показательной сцены.
Деревня Рочёво, последний населённый пункт на Цильме в тридцати верстах от Усть-Цильмы, оказалась совершенно безлюдной. Все шесть семей уехали в село за припасами к чердынским купцам, которые привозили товары в определённое время года. Хижины стояли запертыми, тишина и пустота.
Встреча с "детским гарнизоном"
Но в нескольких верстах дальше путешественник наткнулся на всё детское население деревни, собранное вместе возле крошечной постройки, которая использовалась как баня и одновременно как сторожка для пасущегося скота.
Старшему из этих детей было лет двенадцать, не больше. Они хлопотали вокруг чахлого костра, вполне разумно готовя себе ужин. Баня была настолько мала, что не могла вместить всех, поэтому ребятишки, несмотря на лютую стужу, совершенно спокойно бегали босиком по снегу, одетые лишь в рваные рубахи.
Взгляд исследователя: закалка или жестокость природы?
Можно было бы сказать: «А что такого? В деревнях тогда все дети росли в подобных условиях». Но сам Шренк, судя по его записям, был этим глубоко поражён. Он увидел в этом не просто бытовую деталь, а целую систему воспитания.
Он назвал это «спартанским воспитанием», которое, с одной стороны, формирует мощное, закалённое тело — именно такое, каким славились жители Архангельской губернии. А с другой — безжалостно отсеивало слабых: хрупкие организмы просто не выживали в этой борьбе с холодом, ветром и постоянными лишениями. Север, по его мнению, требовал железных характеров и крепких тел, способных добывать средства к жизни в невероятно сложных условиях. Нежные натуры здесь были обречены.
Конечно, можно предположить, что исследователь, возможно, впервые столкнулся с такой суровой деревенской реальностью и ему было не с чем сравнивать. Но, думаю, он всё же имел представление о жизни разных слоёв общества. Если именно эта сцена — дети, бегущие босиком по снегу в лохмотьях, — показалась ему достойной сравнения со Спартой и вызвала такое яркое описание, значит, это и вправду было чем-то выходящим за рамки обыденного, даже по меркам того времени. Это был не просто быт, а осознанная или вынужденная школа выживания, которую диктовала сама природа Русского Севера.
