Пять причин, почему парижское метро разочаровало меня после Москвы

В следующем году парижскому метрополитену исполнится 120 лет. На сегодняшний день это разветвленная сеть из 14 линий, две из которых полностью автоматизированы — поезда по ним ходят без машинистов. Система метро тесно связана с сетью RER, аналогом наших пригородных электричек, которые проходят прямо через центр города.

Несмотря на масштаб и историю, по ряду ключевых параметров парижская подземка, на мой взгляд, серьезно уступает московской. Хочу поделиться личным опытом и выделить пять основных причин такого разочарования.

Ненадежность: потопы, забастовки и забытые вещи

В Москве сбой или задержка в метро — это чрезвычайное происшествие. Если поезда стоят больше 15 минут, об этом сразу пишут новости, а управление метрополитена дает подробный отчет о причинах и устранении неполадки.

В Париже же нестабильность — это обыденность. За один день на разных линиях может произойти десяток сбоев. Причины самые разные: от забытого кем-то багажа, который принимают за угрозу, до человека на путях или просто часа пик.

Такая же ситуация и с пригородными поездами RER. Одну линию периодически затапливает, на другой — постоянные забастовки, третья и вовсе закрывается на ремонт по несколько раз в месяц. Иногда об этом предупреждают заранее, а иногда это становится неприятным сюрпризом.

Например, по прилету в аэропорт я стал свидетелем, как минут 20 спецназ с автоматами никого не подпускал к эскалаторам на станцию. Видимо, кто-то оставил подозрительную сумку, и саперы приехали ее обезвреживать.

Фото: Кирилл Балберов

В официальном приложении для смартфонов даже есть отдельный раздел, посвященный возможным проблемам с движением. На станциях висят информационные экраны, но вся информация — только на французском, что не очень удобно для туристов.

Если в Москве на метро можно точно рассчитать время в пути, то в Париже на это полагаться опасно. Однажды я выехал на вокзал за два часа до отправления поезда, хотя в обычных условиях дорога занимала бы около 50 минут.

Антисанитария, будто в лихие 90-е

Парижское метро поражает своей грязью. Переполненные урны, стойкие неприятные запахи в углах, повсюду бумажки и окурки. Я даже видел, как несколько французов открыто курили прямо на платформе (правда, на открытой, а не подземной).

Сначала я удивился — разве так можно? Но подоспевшие охранники быстро оштрафовали одну из курильщиц. Оказалось, нельзя. Даже в Париже.

В целом, по уровню чистоты парижская подземка напомнила мне наши станции пригородных электричек из 90-х годов. Вляпаться во что-то ужасное вряд ли получится, но ощущение брезгливости не покидает.

Билетная система: штрафы ни за что и вечное размагничивание

К московской системе «Тройка» и бесконтактной оплате можно придраться, но по сравнению с парижской она кажется верхом удобства и технологичности.

Вот так выглядит стандартный бумажный билет на одну поездку.

Фото: Кирилл Балберов

Туристы, живущие в центре, обычно покупают сразу блок из десяти билетов — так дешевле. Где-то их нужно прикладывать только на входе, а где-то — и на выходе, и при пересадке.

Со мной приключилась такая история. Я не выбрасывал использованные билеты (привык сохранять на память), а чтобы не путать, новые держал в правом кармане, а старые — в левом. Когда новый билет остался последним, я прошел через турникет, он открылся, я убрал билет обратно в правый карман (на случай, если понадобится на выходе) и поехал. На станции назначения меня ждали контролеры. Я показал им свой билет, но они заявили, что он абсолютно новый и не был отмечен системой на станции отправления.

Я был в шоке и предложил проверить остальные девять билетов, но все они оказались старыми. Начались разговоры о штрафе, полиции и прочем. В итоге мне пришлось заплатить 80 евро.

Местные жители потом рассказали, что с этими бумажными билетами вечные проблемы. Они легко размагничиваются. У моей знакомой размагнитилась целая пачка из 10 штук. У меня в ту поездку размагнитился пятидневный проездной. Правда, его можно было поменять, но это отдельная история с бюрократией.

Кстати, пятидневный проездной выглядит точно так же — обычный клочок бумаги, который нужно беречь как зеницу ока. На нем еще нужно ручкой вписать свое имя и даты действия.

Есть, конечно, и пластиковые карты, но для туристов они не всегда выгодны. Во-первых, нужно платить за сам носитель. Во-вторых, проездные на них действуют строго по календарным неделям (с понедельника по воскресенье) или месяцам (с 1 по 30/31 число).

Фото: Кирилл Балберов

Избыточная автоматизация: когда помощи ждать неоткуда

Однажды у турникета у меня размагнитился билет. Сделать я ничего не мог. Окошко «Информация» было пустым. На всей станции не было ни одного сотрудника. К счастью, вежливый французский студент, узнав о моей проблеме, пропустил меня через турникет по своей карте.

На выходе тоже стоял турникет, и снова — ни души из персонала. Висело только переговорное устройство, но человек на том конце говорил по-французски, и я его не понимал. Пришлось проскальзывать за другим пассажиром с большим чемоданом, который выходил через служебную калитку. Автоматизация во французском метро достигла такого уровня, что в случае нештатной ситуации помощь найти крайне сложно.

На некоторых линиях нет даже машинистов — поезда ездят сами.

Запутанная навигация

Кто-то критикует новую навигацию Артемия Лебедева в московском метро, но, поверьте, она просто образцовая по сравнению с некоторыми «шедеврами» парижской системы навигации. В 95% случаев, если понять общий принцип, все более-менее ясно. Но оставшиеся 5% могут свести с ума.

Двухэтажный поезд на одной из линий системы RER в Париже. Фото: Кирилл Балберов

Например, когда я искал вокзал Сен-Лазар, официальное приложение метро привело меня на станцию, где не было ни одного указателя на этот вокзал. Помогли местные. Оказалось, станция метро находится в 100 метрах от вокзала, а по парижским меркам это считается далеко. Поэтому указатели есть только на тех станциях, откуда есть прямой выход в здание вокзала.

Другая крайность — крупные пересадочные узлы. Ты заходишь в такой лабиринт, зная, что твоя линия где-то здесь. Но упоминаний о ней нет. Идешь почти наугад, и указатели появляются только когда ты уже почти у цели. А в одном таком узле может пересекаться с десяток линий метро и RER. Если бы не врожденная отзывчивость парижан, готовых всегда помочь, я бы, наверное, до сих пор там бродил.

А есть ли что-то хорошее?

О достоинствах парижского метро я расскажу как-нибудь отдельно. Если вкратце, то в центре города станции расположены так близко друг к другу, что наземный транспорт становится практически ненужным. А благодаря системе RER даже самые отдаленные пригороды оказываются на расстоянии одной поездки.