Впечатления от встречи с «Воронежем-М»: как выглядит российское чудо радиолокации

Путешествие из Москвы в Иркутск заняло у меня больше пяти часов полёта. Время в пути я провёл с комфортом — кто-то спит, кто-то читает, а я заранее подготовился и смотрел сериалы на своём планшете, наслаждаясь видом из иллюминатора на высоте девяти тысяч метров.

Первые впечатления от Сибири

Мы приземлились ранним утром по местному времени. Забрав багаж, наша группа разъехалась по машинам и направилась к заветной цели — радиолокационной станции «Воронеж-М». По дороге я внимательно разглядывал пейзажи за окном. К сожалению, познакомиться с самим Иркутском времени не нашлось, но его пригороды произвели на меня неоднозначное, даже слегка странное впечатление.

Вокруг простиралась лесостепь, среди которой то тут, то там виднелись дымящие трубы и скромная малоэтажная застройка.

По пути мы сделали несколько остановок в интересных местах, о которых я расскажу отдельно, а затем свернули на размокшую от весенней распутицы грунтовую дорогу, ведущую прямо к РЛС.

Мы проезжали мимо берега реки Белой. Воздух там был невероятно свежим, чистым и пьянящим — настоящая сибирская благодать в уникальных, почти нетронутых местах.

Исполин на горизонте

И вот, наконец, на горизонте показался он — «Воронеж-М». Российская стационарная надгоризонтная радиолокационная станция большой дальности. Её размеры по-настоящему поражают воображение. Огромная, почти серая стена, возвышающаяся посреди невзрачного сибирского пейзажа. Честно говоря, у меня вырвалось непроизвольное «Афигеть!». Такого масштаба я не ожидал.

К сожалению, подъехать вплотную к объекту не получилось — он находится под строгой охраной.

Едва мы припарковались на обочине, как в нашу сторону немедленно выдвинулся патрульный автомобиль на базе «Камаза». К счастью, военные, увидев, что мы не собираемся нарушать периметр, развернулись и вернулись на свой пост.

Хотя близко подходить и запрещено, это не стало для нас проблемой. В конце концов, трогать руками нельзя, а смотреть — пожалуйста! Мы прикрепили к камерам длиннофокусные объективы и принялись детально изучать станцию.

Устройство технологического гиганта

Станция состоит из двух колоссальных секций.

Между ними расположено здание, где происходит сбор и обработка данных. Именно сюда стекается вся информация, которую снимают с гигантских антенных полей.

«Воронеж» контролирует колоссальную территорию — от западного побережья США до Индии. Его антенное поле обеспечивает сектор обзора до 240 градусов по азимуту, а дальность обнаружения целей достигает 6000 километров. На представленной карте наша станция обозначена под номером 7.

Старые РЛС советской эпохи военные между собой называли «египетскими пирамидами». Их строительство было невероятно дорогим и масштабным, оно растягивалось на долгие десятилетия.

Современный «Воронеж» — это, по сути, быстровозводимая девятиэтажка. Вся станция устроена по принципу конструктора.

Модули можно монтировать друг с другом в практически любых комбинациях, а при необходимости их количество легко увеличивается в несколько раз, что позволяет наращивать мощность всей станции.

Само антенное полотно собрано из отдельных блоков, которые соединяются между собой уже на месте. Это ключевое отличие от старых, монолитных конструкций.

Приемно-передающие контейнеры по размеру сопоставимы с малогабаритными квартирами. При необходимости в любой из них можно войти для проверки оборудования. Правда, делать это приходится редко — РЛС работает в полностью автоматическом режиме и способна самостоятельно проводить диагностику. Внутри этой «стены» даже предусмотрено несколько лифтов для обслуживающего персонала.

Сравнение с зарубежными аналогами

По многим параметрам «Воронеж» превосходит и выглядит технологичнее своих американских аналогов.

Согласно данным из официальных источников, дальность действия новейшего американского радара AN/FPS-132 составляет 5000 километров, тогда как у «Воронежа» — 6000. Скорость реакции антенны на изменения в контролируемом пространстве у американцев — 60 миллисекунд, у нашей станции — всего 40. Время обработки данных о движущемся объекте: 10 секунд против наших 6. Но самое главное — точность определения координат ракеты, летящей на сверхзвуковой скорости. У американской ПВО погрешность доходит до 120 метров, а «Воронеж» определяет цель с точностью до 11 метров.

Итоги поездки

После этой поездки я могу с уверенностью сказать — небо под надёжной защитой. Объект производит сильнейшее впечатление своей продуманностью и технологичностью. При этом он не выглядит чем-то монструозным или грубым, скорее, это ажурная и очень аккуратная инженерная конструкция.

Если вам интересна тема радиолокации и подобных объектов, рекомендую посмотреть и другие мои материалы:

Кто и зачем возводит огромные стены в подмосковных лесах ☠️??

Остатки «легендарных» космических шаров ???

Обнаружил огромный заброшенный бункер недалеко от Москвы ??⚔️