Транспортный мост, больше похожий на канатную дорогу, был ярким символом Марселя в первой половине 20 века. Таких мостов во Франции было несколько — и некоторые сохранились даже сегодня, хотя и не используются по своему первоначальному назначению. Такие же мосты были и в других странах, при этом автором проектов большинства из них был один и тот же человек.
Наиболее яркие образцы таких мостов создал французский инженер Фердинанд Арноден, сумевший реализовать одновременно несколько проектов в разных городах Франции, Испании и Англии, а также в Алжире. Например, до сих пор эксплуатируются его мосты во французском Рошфор-Мартру, британском Ньюпорте и мост в испанской провинции Бискайя.
Авторство Фердинанда Арнодена относится к 9 из всего 18 существующих в мире подобных сооружений, которые еще называют паромными или воздушными пересадочными мостами. Свой первый Транспортный мост он построил в конце 19 века (1898 г).
Но самым известным из списка его работ является транспортный мост в Марселе, разрушенный нацистами во время Второй мировой войны. Этот мост был открыт в декабре 1905 года и соединил две стороны порта в районе старого порта (Vieux Port de Marseille), который считается историческим центром Марселя (и туристическим тоже).
В конструкцию входили два пилона весом по 240 тонн каждый и высотой почти 87 метров, размещенные на разной ширине. К настилу моста на высоте более 50 метров крепилась специальная платформа площадью около 120 квадратных метров и весом 20 тонн, которая буквально висела у кромки воды. Поэтому конструкцию еще называли «летающим паромом".
На сами пилоны можно было попасть и по устроенным внутри лестницам — на сохранившихся мостах такого типа до сих пор есть смотровые площадки. В Марселе это было на высоте 72 метра, а в 1907 году в одном из пилонов даже появился лифт, который доставлял любопытных зрителей на соответствующую смотровую площадку.
В подвесную гондолу легко помещалось несколько вагонов, а также были построены веранда и небольшой рыбный ресторан. Интересно, что время в пути от берега до берега составляло всего полторы минуты (ширина моста — 165 метров), но в кафе подавали рыбные блюда — видимо, чтобы их спокойно съесть, приходилось ехать обратно и далее несколько раз.
Правда, уже в 30-е годы от этого ресторана осталась только его былая слава - он был закрыт. В начале 1940-х весь мост фактически находился в не очень хорошем состоянии — из-за плохого содержания и нехватки средств.
Обратите внимание: Чем румыны похожи на русских? Пять бытовых особенностей, которые у них почти как у нас.
В планы местных властей уже входил снос, но движение гондолы было остановлено лишь в начале 1944 года.В то время Франция была оккупирована войсками гитлеровской Германии, поэтому мост снесли не французские власти, а немецкие - 22 августа 1944 года оба пилона были взорваны, чтобы закрыть проход в гавань для вражеские корабли. Но в итоге упал только один из пилонов моста, другой пришлось «взорвать» после окончания войны.
Получается, что немецкие войска оказали местным властям услугу, поскольку таким образом помогли осуществить планы по сносу моста. С этой же точки зрения можно посмотреть и на то, что немцы разрушили соседние с гаванью кварталы Старого города - их еще планировалось снести для постройки более современных домов (к старым относились как к трущобам).
Во всяком случае, для жителей Марселя того времени этот мост был чем-то вроде Эйфелевой башни для Парижа — предметом гордости с одной стороны и поводом выразить недовольство его неуместностью. При этом архитектурно оба этих строения, выполненные в стиле «ажур», довольно схожи.
Говорят, что многие французские художники того времени, писавшие старый порт, игнорировали мост и не показывали его в своих картинах. Буквально нескольким художникам удалось «вписать» мост в свои картины. А вот фотографий осталось много – просто мэтры этого жанра очень любили снимать авангардные виды железных конструкций. Были даже организованы фотовыставки, где «главными героями» были Марсельский мост и его элементы с разных ракурсов.
В Марселе, кстати, время от времени поговаривают о реставрации, вернее, строительстве нового моста такого же типа в старом порту. Вопрос не только обсуждался городскими властями, но и был инициирован ими. Правда, практических решений пока не найдено.
Еще одним интересным фактом является то, что при строительстве моста Фердинанд Арноден получил концессию на 75 лет для покрытия расходов на строительство. Другими словами, он должен был получать прибыль от эксплуатации марсельского моста в течение 75 лет.
Но, как мы теперь знаем, простоял мост недолго, а сам архитектор умер еще раньше, в 1924 году. Видимо, именно с его уходом мост так быстро пришел в негодность.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Транспортный мост, который больше похож на канатную дорогу, был ярким символом Марселя в первой половине 20-го века.