Закат флота сокровищ: как мирные экспедиции Китая уступили место европейской колонизации

В день коронации нового императора Хунси, 7 сентября 1424 года, вышел указ, который положил конец целой эпохе. В нем говорилось: «Все рейсы кораблей с сокровищами будут остановлены. Все суда, стоящие в порту Тайцан, должны вернуться в Нанкин, а все товары на борту — поступить в распоряжение Министерства внутренних дел для дальнейшего хранения».

Владычество в океане

К тому моменту Китай был бесспорным хозяином вод Индийского океана. Его гигантские корабли-сокровищницы, настоящие плавучие дворцы, неспешно курсировали от одного берега к другому. Их миссия была, на первый взгляд, проста и миролюбива: встречаться с местными властителями и предлагать им признать верховную власть китайского императора. И это часто срабатывало. Многие правители, особенно мелкие и не обладавшие большой силой, с готовностью соглашались на формальный вассалитет. Один лишь вид этих исполинских судов, чьи размеры, согласно хроникам, европейцы смогут повторить лишь в начале XX века, внушал трепет и уважение к далекой Поднебесной. Длина некоторых из них, например, достигала 117 метров. Они ходили целыми эскадрами, а общая численность участников таких походов порой превышала 20 тысяч человек.

Мирный вассалитет и редкие конфликты

Плавания эти были неторопливыми, под стать их грандиозным масштабам. Для местных правителей статус вассала Китая чаще всего означал лишь обязанность отправлять символические дары императору, получая в ответ еще более щедрые подарки. Китайцы не навязывали свою веру, не жгли города, не грабили население, не обращали людей в рабство и не строили военных баз. Их цели были иными: расширение дипломатических связей, укрепление престижа императора, сбор научных знаний и уточнение карт.

Однако идиллия нарушалась. Во время визита на Цейлон местный правитель, настроенный враждебно, потребовал от китайцев дани. Получив отказ, он, когда гости уже отбывали на корабли, послал свою 50-тысячную армию, чтобы уничтожить двухтысячный отряд моряков. Но командующий флотилией, легендарный Чжэн Хэ, проявил неожиданную тактическую хитрость. Вместо того чтобы прорываться к судам, он стремительно вернулся в оставшуюся без защиты столицу, захватил правителя в плен и благополучно вернулся с ним на борт. Агрессивного царя доставили в Нанкин, а после, сочтя его «невежественным», предложили передать власть более достойному претенденту. Этот эпизод — редкое исключение, ярко контрастирующее с тем, как действовали бы на его месте европейские колонизаторы.

Обратите внимание: Последние голоса Второй Мировой войны: "Найдут меня – погибнем оба. Ты живи, а я останусь со своими".

Уважение к гостям и конец эпохи

Интересно, что в самом Китае к иностранным послам относились с большим почтением, для их обслуживания даже был создан специальный Институт переводчиков. В том самом указе о прекращении плаваний отдельным пунктом оговаривалась судьба зарубежных делегаций: тем, кто пожелает вернуться домой, должен был быть предоставлен небольшой эскорт.

Что же стало поводом для прекращения этих путешествий?

Причины были сугубо прагматичными. Дорогостоящие экспедиции не приносили в казну существенной прибыли, а угроза с севера от кочевников требовала концентрации ресурсов. Государству нужно было экономить, в том числе за счет снижения налогового бремени на крестьян, а значит, и урезать «непрофильные» расходы.

Через несколько лет Чжэн Хэ, уже в нарушение указа, предпринял свое седьмое и последнее плавание, чтобы поддержать ослабевшие связи с вассалами. Считается, что его флотилии доходили до восточного побережья Африки (примерно до Могадишо), откуда в Китай и были привезены знаменитые жирафы.

Расхождение путей: Восток и Запад

Последнее великое плавание минского флота состоялось в 1430-х годах. В это же самое время с другой стороны Африки, вдоль ее западного побережья, уже начали бороздить воды корабли португальского инфанта Генриха Мореплавателя. Их добычей были золото и чернокожие рабы.

А к концу XV века эскадра Васко да Гамы достигла Индии. Если эти европейские экспедиции дали Старому Свету невероятный толчок к развитию, то для народов Востока они несли горе и разорение. Существует мнение, что британское правление отбросило Индию в развитии далеко назад.

До начала этой экспансии восточные империи — Китай, государство Великих Моголов, сёгунат Токугава, Османская Порта — по многим показателям, от экономики до уровня жизни и культуры, опережали Европу. Именно беспощадная колониальная эксплуатация новых земель, захват их богатств и работорговля стали фундаментом того, что некоторые историки называют «европейским чудом».

Как отмечает историк Роберт Финлей: «Экспедиция да Гамы ознаменовала бесспорный поворотный момент в мировой истории, став символом начала Новой Эры. Португальцы, а за ними испанцы, голландцы и британцы начали строить империю на Востоке... Напротив, экспедиции эпохи Мин не принесли никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета... История Китая и мировая история, вероятно, не изменились бы, если бы плавания Чжэн Хэ вообще не состоялись».

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на сайт.

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Огромные корабли-сокровищницы плыли от берега к берегу, встречаясь с местными правителями и вполне мирно предлагая признать китайского императора своим правителем.