Как известно, многим нравится (но не знаю почему?) смотреть на дома известных людей в том или ином районе: кому-то просто интересно с исследовательской точки зрения, кому-то нравится немного поучаствовать.
Сегодня я расскажу вам о двух ветхих домиках на севере Петербурга, где когда-то жили многие знаменитости: концентрация знаменитостей на квадратный метр превышает норму!
Рядом с парком Сосновка напротив Светлановского проспекта, за Ольгинским прудом (так называемая «Басейка»), по адресу Жака Дюкло стоят два желтых дома — дома № 5 и № 7. Внешне дома выглядят красивой, но печальной старостью: они не имеют охранного статуса — и в какой-то момент в будущем их планируется снести. Так они стареют сами по себе.
Дома были построены между 1932 и 1934 годами для сотрудников Физико-технического института. Планируется, что у них будет отдельная котельная, общежитие аспирантов, детский сад, прачечная, квартиры для научных сотрудников, комната дворника в подвале.
Трудно представить, как это все им сейчас подходит. Но это правда!
В этих двух домах на улице Жака Дюкло в разное время по квартирам жили светила советской науки: Игорь Васильевич Курчатов, Анатолий Петрович Александров, Лев Давидович Ландау, Лев Андреевич Арцимович, Юлий Борисович Харитон, Николай Николаевич Семенов, Жорес Иванович Алферов...
Сборище научных гениев!
Но история этих домов связана не только с именами научной интеллигенции, но и творческой интеллигенции.
В доме № 5 по улице Жака Дюкло (тогда — дом № 12 по улице Ольгинской) жила сестра Льва Арцимовича — актриса Вера Арцимович, вдова кинорежиссера Владимира Георгиевича Лебедева-Шмидтофа, автор текста знаменитой песни «Ой», жила в Какая великая страна СССР! ". У актрисы двое детей - Юрий и Ольга, взявшие фамилию матери.
Ольга Арсимович рано вышла замуж, но брак не был удачным. С Булатом Окуджавой она познакомилась, когда ездила в Москву в гости к дяде. Вспыхивает любовь, говорят - "любовь с первого взгляда". Но.. в то время известные барды были женаты. Влюбленные были разлучены со своими супругами, но до сих пор вместе.
Булат Окуджава переехал к Ольге Арцимович на улицу Жака Дюкло в Ленинграде, где прожил более двух лет с молодой женой и ее матерью.
Обратите внимание: Жизнь в Хиве: как выглядят и что делают жители древнего узбекского города.
В семье родился сын, которого назвал отец - Брэтт.В конце 1930-х годов в одной из квартир этого же дома поселился физик Давид Моисеевич Каминкер. После войны в его семье было двое сыновей. Александр стал доктором физико-математических наук и сейчас работает в Санкт-Петербургском политехническом университете. Дмитрий — скульптор, основатель Озерковско-Коломягского творческого объединения «Деревня Художников.
В детстве Дима Каминкер брал уроки рисования у Александра Яковлевича Гаврикова, жившего на втором этаже соседнего Физтеха. Александр Яковлевич руководил художественной мастерской при Доме ученого в Лесном, а позже стал первым директором школы № 79 Калининского района.
Учась в Мухинском училище в начале 70-х, Дмитрий Каминкер оборудовал мастерскую в подвале дома, где жил. Михаил Ершов работал в этой мастерской вместе с Каминкером, ныне также известным скульптором и представителем современного искусства.
Почему никто не знает о доме?
Однажды кто-то спросил, какую табличку надо повесить на дом.
Местный житель вспоминал: «Кто-то из городской управы припарковал машину на углу переулка, ругаясь и спотыкаясь о выбоины, подошел к дому у озера, посмотрел на него и сказал: эти места снова вверх. Отличные люди жили. Какая доска! Что скажут о нас наши потомки? В общем, здание давно снесено»....
С тех пор ничего не изменилось. В домах, находящихся практически в аварийном состоянии, до сих пор живут люди.
Возможно, эти здания следует сохранить как памятники науки и культуры, но несколько раз принималось решение о строительстве на их месте новых зданий. И когда жители находятся в отчаянном положении.
Спасибо Сергею Глезерову за помощь с материалом.
Вам нравятся такие истории?
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Детали любимого города.