Продолжаем делиться впечатлениями гида Татьяны Сергеевой от сопровождения туристов в путешествии по Транссибу на поезде «Императорская Россия». Этот двухнедельный тур обходится иностранным гостям в круглую сумму — от полумиллиона рублей. Татьяна убеждена, что качество сервиса от РЖД совершенно не соответствует такой высокой стоимости.
В первой части рассказа речь шла о постоянных поломках душевых кабин, отсутствии Wi-Fi в поезде и о грубом поведении директора тура, которую в коллективе прозвали Сержантом.
Чрезвычайное происшествие на Кругобайкальской дороге
На нашем пути случилось непредвиденное. Из-за сильного ночного ливня и ураганного ветра на Кругобайкальской железной дороге произошел камнепад. Пути оказались заблокированы, движение прекращено. Мы уже восемь часов простаиваем на станции Слюдянка.
Сержант устроила мне и моему коллеге Андрею настоящий разнос, словно это мы лично организовали этот обвал. Теперь к нашему составу планируют прицепить другой поезд, который следовал тем же маршрутом, но выехал раньше. В данный момент мы его ждем — его как раз тянут от того самого заваленного туннеля. Хорошо, что камни обрушились ДО того, как поезд в него зашел.
За завтраком мы сообщили туристам эту новость. К нашему удивлению, нас не растерзали! Гости просто отправились в бар за коньяком, и бармена пришлось будить раньше положенного времени.
Дождь между тем не прекращался, ветер только усиливался. Андрей зашел ко мне с бальзамом для чая, и мы с грустью рассуждали о том, что Транссиб сегодня может просто смыть, и мы навсегда останемся у Байкала. Впрочем, это не самый плохой вариант для вынужденной остановки.
По плану мы должны были отправиться из Слюдянки в Иркутск в 8:00, потом время перенесли на 8:30, а после этого нам просто перестали что-либо сообщать.
Полная блокада
Последние новости неутешительны: завалены пути и на основном ходу Транссиба. Мы не можем двинуться никуда. Наш поезд заблокирован в Слюдянке. Для разбора завалов обещают прислать солдат. Алкоголь в баре сегодня, похоже, закончится.
Мечта идиотов сбылась
Так или иначе, с огромным трудом мы добрались до Байкала. В этот день сбылась мечта многих романтиков, к числу которых отношусь и я. С погодой нам невероятно не повезло — просто катастрофически! Леденящий ветер и проливной дождь. В общем, любоваться Байкалом было приятнее всего из окна ресторана на берегу... Хотя, если честно, и с самого берега вид был прекрасен. К тому же, по берегу с нами не шагала Сержант, а в ресторане она сидела рядышком.
Мои испанские «бабушки» были счастливы, как дети! И плевать, что холодно и мокро, главное — они увидели ЕГО!
Дни в пути: не отдых, а испытание
Нас ждали два дня в поезде без выхода. Если вы думаете, что мы будем нежиться, читать книги и созерцать пейзажи за чашкой чая с байкальским ликером, то вы ошибаетесь! Сержант не позволяет туристам просто ехать и спокойно наслаждаться дорогой. Сегодня в программе — лекция приглашенного историка об истории России. Пожалейте, пожалуйста, меня и Андрея, потому что нам предстоит это переводить. Забавно, что в это же время гостям будут наливать водку. Видимо, историю России без нее не понять! А после лекции нас ждет концерт баяниста.
«Краткий курс» истории России
Только что прошла лекция по истории России. Сержант потребовала от лектора уложиться в 45 минут. То есть, охватить период от языческих времен до наших дней. Понимаете масштаб? Лектор кое-как справился. Прямо скажем, очень поверхностно. Сложилось впечатление, что он считал иностранцев недалекими и равнодушными. Так нельзя думать о своей аудитории, особенно если ты преподаватель университета. Например, о правлении Ивана Грозного он сказал лишь одну фразу: «К власти пришел Иван Грозный, который начал террор по всей стране». Ну, просто потрясающе! Мои испанцы округлили глаза от удивления. Эй, дружище, об этой исторической фигуре иностранцы-то что-то да знают! Тем более мы уже проехали Казань, где им рассказывали, кто ее завоевал!
Расчет на простаков?
Возникло стойкое ощущение, что программа рассчитана на несведущих: приехали, мол, дремучие иностранцы, им и так сойдет. В итоге на нас, гидов, и на бедного историка из Улан-Удэ обрушился шквал вопросов: почему вы это не рассказали, вы что, считаете нас дураками? Все наши туристы — образованные и умные люди. Та же ситуация повторилась на следующий день с лекцией о династии Романовых.
Фольклорное испытание
Если лекции мы еще как-то пережили, то настоящим испытанием стал концерт баяниста. Два дня подряд звучало одно и то же — бесконечные «калинки-малинки», «катюши» и «ай люли». В Хабаровске, гуляя по набережной Амура, мы встретили того же самого баяниста, но уже в составе ансамбля, исполнявшего те же самые песни. Туристов от этих «калинок» и «катюш» уже просто подташнивало.
Позорная дегустация
Позорище. Только так можно назвать то, свидетелями чего мы стали сегодня. По программе — концерт баяниста с дегустацией водки. Перед началом Сержант раздавала указания. Три вида водки, рюмки менять быстро. Официантка Настя спросила: «А что делать, если в рюмке осталась водка, куда тогда наливать новую порцию?» (Уже неприятно, что рюмок на всех не хватает).
Ответ Сержанта показал все жлобство — то ли ее личное, то ли всей компании РЖД. Она сказала: «Уноси рюмки, остатки сливай в одну чашу, а потом из нее же и разольешь».
Я, Андрей и Настя остолбенели на месте. Хорошо, что за раздачей была именно Настя! Мы с ней очень сдружились. Одного взгляда хватило, чтобы понять: так делать мы не будем.
Пока представляли гармониста, мы с Андреем быстро посовещались и придумали выход. Решили убеждать туристов выпивать до дна, сославшись на русскую традицию, плохую примету и необходимость уважать хозяев. Настя нас поддержала, заявив, что не будет забирать недопитую рюмку — мол, дурной знак. Все прошло на ура. Назло Сержанту. И было очень весело.
Прощание во Владивостоке
Наконец мы прибыли во Владивосток. Проводница Зоя стояла у вагона, помогая выходить, со слезами на глазах. Пассажиры выходили, обнимали ее и оставляли чаевые. Туристка Мерседес рыдала навзрыд. Зоя говорила ей по-русски: «Мерседечка, я тебя никогда не забуду, красавица наша». Мерседес отвечала на испанском: «Храни тебя Бог! Это путешествие — лучшее, что было в моей жизни. Я всех вас люблю!». Я стояла рядом и не переводила, потому что и так все было понятно без слов. Даже наш суровый проводник Леха пришел попрощаться. Мерседес подарила ему иконку. Он не стал отнекиваться и крепко ее обнял.
Туристка Трини стояла на платформе и плакала: «Не верю, что я во Владивостоке. Я так давно об этом мечтала! Не верю!». Ко мне подошел начальник поезда: «Вот и прошли две недели. Быстро, да? А казалось, что это будет длиться вечность». Да, именно так.
Итоги и отзывы
В туре было 66 человек, и обратную связь мы получили почти от всех. Гости подходили и благодарили. Они были в полном восторге от самой страны, ее природы и городов, но все как один заявляли, что организация тура была отвратительной. В выражениях они не стеснялись. Многие прямо сказали, что не порекомендуют эту поездку своим друзьям.
Главная проблема — человек
И еще несколько слов о Сержанте. Мадам Эльвира, тур-директор этого всего. Мало того, что она постоянно пыталась всеми помыкать, командовала, не знала слов «спасибо» и «пожалуйста» и не умела улыбаться, так она еще хотела дистанцировать нас, гидов, от туристов. Не общайтесь сверх необходимого (а необходимо только переводить просьбы), не пейте с ними, если угощают, не улыбайтесь лишний раз — это слишком личное, не участвуйте в их конкурсах и викторинах. То есть она пыталась создать образ русского человека, соответствующий устоявшемуся стереотипу: угрюмый, агрессивный, закрытый. А потом мы удивляемся, почему о нас так думают в мире! Да потому что есть вот такие Эльвиры! Но со мной и с моим напарником у нее этот номер не прошел.
Слова туристов в конце путешествия: «У вас красивая страна, потрясающая природа, добрые люди. Благодаря вам мы узнали, что русские на самом деле очень открыты, общительны и дружелюбны, хотя ваш начальник и пыталась показать вас в ином свете. Все было прекрасно, но в эту туркомпанию мы больше не обратимся и друзьям не посоветуем». Один из туристов из Индии сказал, что «РЖД-Тур» стоит поучиться сервису у индийского «Королевского экспресса» — вот с него и нужно брать пример.
Так что, дорогие читатели, те, кто пытается приписать моим словам политический подтекст и сказать, что виновата вся система, со мной не согласятся. В данном конкретном случае виноваты люди на местах. Проблема этого тура — прежде всего, в его турдиректоре.
Реакция компании
Издание TJournal, взявшее интервью у Татьяны, запросило комментарий у руководителя отдела рекламы, PR и маркетинга «РЖД-Тур» Ильи Морозова. Он отказался комментировать рассказ Сергеевой, заявив, что, по его мнению, «человек явно задался целью выплеснуть отрицательные эмоции». «Могу сказать только то, что наша компания получает много положительных отзывов от туристов», — добавил Морозов.
***
Начало истории можно прочитать по ссылке. Соцсети Татьяны Сергеевой: твиттер, телеграм, инстаграм.
