Расцвет советской архитектуры, на мой взгляд, пришёлся на период с 1930-х по 1950-е годы, если не считать вынужденной паузы в военное время. Сначала в моде был строгий и функциональный конструктивизм, а ему на смену пришёл торжественный и монументальный сталинский ампир. Московский метрополитен изначально задумывался как символ достижений социализма, который должен был поражать воображение и демонстрировать превосходство советского строя как гостям из-за рубежа, так и самим жителям страны. Именно поэтому многие станции напоминали роскошные подземные палаццо, а их наземные павильоны не уступали в великолепии.
На этом снимке запечатлена Первомайская улица в 1954 году. Именно тогда открылась станция «Первомайская», которая стала первой в истории линией метро, полностью проложенной под землёй.
Все архивные фотографии взяты с сайта pastvu.com.
Я впервые увидел это место ещё в 2009 году, а спустя тринадцать лет мне захотелось вернуться и проверить, в каком состоянии находится наземный вестибюль этой уникальной станции-призрака. Дело в том, что в 1961 году линию продлили до новой станции «Первомайская», а историческое здание старого входа оказалось на территории Измайловского электродепо.
Кстати, рекомендую почитать: Прусская неоготика в Калининградской обл. Показываю здание народной школы Тильзита 1906 г. Пока снаружи, продолжение следует.
И вот я снова отправился в восточный район Москвы. К моему большому сожалению, подход к вестибюлю сейчас полностью перекрыт строительными бытовками и вагончиками. А жаль! Я считаю, что это здание — настоящий памятник архитектурного наследия советской эпохи. Если присмотреться, можно различить, что левая арка когда-то служила входом на станцию, а через правую пассажиры выходили на улицу.
С какой бы стороны вы ни попытались подойти — обзор полностью закрыт. Очень досадная ситуация.
Однако, несмотря на всё, здесь до сих пор сохранилась подлинная лепнина в стиле сталинского ампира, что придаёт месту особый шарм.
Что скрывается за депо
За территорией депо расположен небольшой посёлок и ремонтный корпус, возведённый в конце 1940-х годов по проекту архитектора Николая Ивановича Демчинского. К счастью, это здание официально признано объектом культурного наследия, что даёт надежду на его сохранность. Обидно лишь, что и его фасад сейчас скрыт от глаз — на этот раз рядами гаражей кооператива ГСК-5.
Изящную диспетчерскую вышку довольно хорошо видно из окна проезжающего поезда метро, однако с земли её практически не разглядеть из-за тех самых гаражных построек.
Именно здесь, в этом тихом уголке, и находится уцелевший наземный павильон станции-призрака московского метро «Первомайская». До современной действующей станции с тем же названием отсюда больше двух километров.
Больше увлекательных материалов можно найти в разделе: Путешествия.
Источник статьи: Удивительно, что здание сохранилось.
