Начать хотелось бы так: Гуляя по пустыне, можно случайно наткнуться на старые рельсы, засыпанные песком, и даже на настоящие паровозы и старые вагоны. Не удивляйтесь, это лишь обрывки удивительной истории, когда на строительство железной дороги предлагалось буквально «выбросить» весь мусульманский мир. На какое-то время дорога стала легким и безопасным маршрутом из Стамбула в Мекку, куда истинный мусульманин должен отправиться хотя бы раз в жизни.
Но начинать статью так, наверное, не стоит - вряд ли, конечно, кто-то из нас вдруг так и пойдет гулять в пустыню, тем более в Саудовскую Аравию. Но вот некоторые гуляют и даже делятся фотографиями, за которыми, впрочем, видна не вся эта замечательная история. А история интересная.
Так строительство Хиджазской железной дороги началось в 1900 году по приказу османского султана Абдул-Хамида II. Рельсы должны были протянуться до самой Мекки. Именно цель облегчения паломничества в священный город стала поводом для поощрения всех мусульман к участию в строительстве – разумеется, в виде пожертвований.
Более того, иностранные инвестиции не принимались – строительство этих железнодорожных линий стало внутренним делом Османской империи. Вообще известно, что решение о строительстве было принято после похода турецкой армии в Йемен - они поняли, что пройти по этим землям слишком сложно.
Военные аргументировали необходимость строительства необходимостью контролировать отдаленные районы тогдашней Османской империи - так было бы намного быстрее добраться до этих регионов, если вдруг понадобится.
Произошло это уже в 1871-1873 годах, то есть задолго до Первой мировой войны, которая не только помешала бы завершению дороги, но и привела бы к разделу Османской империи. Так что такая цель, как контроль за внешними пределами империи, была еще вполне актуальна.
Многие сомневались, что у Турции хватит средств - но применялись различные чуть ли не "маркетинговые" меры, которые, я думаю, сейчас сработают. Например, были выпущены акционные карты с призывом пожертвовать на «стройку века», а «доноры» получили специальные «фирменные» медальоны.
Помогал и более "государственный подход" - привлечение солдат-срочников, что потом компенсировалось сокращением срока их службы.
Кстати, это хорошая иллюстрация: в то время в османскую армию призывали молодёжь от 20 до 26 лет, призыв был ежегодным, но брали не всех подряд, конечно, а по определённому количеству - около 25 тысяч человек в год. При этом в армию могли поступать только мусульмане, а христиане платили специальный налог.
Еще один интересный аспект, из-за которого строительство долго откладывалось. Ведь об этом ходят разговоры с 1860-х годов, когда железные дороги завоевали весь мир — конечно, довольно быстро возникла идея отправиться в Мекку на комфортабельном поезде вместо многодневной поездки на верблюдах по пустыне.
Но эмир Мекки был против — мол, он зарабатывал на тех же верблюдах достаточно прибыли, чтобы противостоять любой конкуренции.
Каким-то образом началось строительство дороги, но ее можно было провести только до Медины, а до места назначения не успели пройти примерно 400 километров.
Обратите внимание: Что раз в жизни должен сделать любой мужчина. Отвечает боец, плотник и косметолог (отслужить, заняться….
Во время арабского восстания 1916-18 годов турецкая армия начала использовать железную дорогу именно в военных целях, для которых она и была построена. Что и стало причиной конца, так сказать.Именно тогда началась настоящая партизанская война с подрывом поездов, мостов и так далее — в результате мусульманскую железную дорогу пришлось остановить.
Кстати, арабы тогда устроили восстание под командованием британских военных - так что "передел мира" уже шел. Вообще, началом Первой мировой войны считается конец истории Хиджазской железной дороги.
Но, конечно, местные бедуины напали на железную дорогу еще до начала войны, потому что для них она была таким же конкурентом, как и для верблюдов эмира Мекки. Дело в том, что на протяжении столетий арабские племена зарабатывали деньги, охраняя паломников в пустыне, выступая их проводниками.
один караван шел из Дамаска в Мекку 1,5-2 месяца, а поездом тот же путь занимал всего 4 дня. Что и говорить, паломники со всего мира, узнав о запуске дороги, открывшейся в 1908 году, устремились в Дамаск.
В 1912 г. Хиджазская железная дорога перевозила 30 000 паломников, а к 1914 г количество пассажиров выросло уже до 300 000 человек в год. Это, как вы понимаете, при том, что добираться до Мекки из Медины нужно было традиционным старинным путем.
Так что в любом случае у местных арабов "утекали" крупные денежные потоки. Поэтому сразу после запуска железной дороги здесь начались свои «ковбойские вестерны» с нападениями на поезда.
Говорят, что со временем эти нападения стали настолько частыми, что в какой-то момент путешествовать на современном поезде стало опаснее, чем на старомодных «кораблях пустыни".
Разговоры о восстановлении дороги после окончания Первой мировой войны, конечно, зашли - но воз и ныне там. В то же время некоторые участки этой дороги все еще функционируют — старая узкоколейная железная дорога возит пассажиров из Аммана в Иордании в собственно Дамаск в Сирии, где она и начиналась.
Участок дороги из Маана в Акабу также оставался в эксплуатации. Кстати, говорят, что там до сих пор ездят те же паровозы и вагоны, что ходили по этим путям в начале 20 века. Так, местной достопримечательностью является паровоз, построенный в Германии в 1898 году.
В общем, надо только представить, сколько стран сейчас используют то, что построила Османская империя в начале 20 века. Например, в Сирии до последних известных событий полностью функционировала ее часть Хиджазской железной дороги, а потом ее закрыли - то есть уже в наше время. Относительно недавно сообщалось, что туда снова пошли тепловозы — дорога еще нигде не электрифицирована.
А вот собственно часть пустыни, где во время прогулки можно было случайно встретить ржавые поезда и заброшенные железнодорожные станции, находится южнее Аммана, уже в Саудовской Аравии.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Эта дорога была простым и безопасным путём из Стамбула в Мекку, куда хоть раз в жизни должен попасть настоящий мусульманин.