Наше время — эпоха высоких технологий. У каждого в кармане смартфон, планшет или другой гаджет, но, к сожалению, далеко не все умеют пользоваться ими культурно и уважительно по отношению к окружающим.
Мне кажется, давно пора вводить в школах уроки цифрового этикета. Одно из базовых правил — в общественных местах слушать музыку или смотреть видео только в наушниках. Игнорирование этого простого правила в поездах, электричках или метро превращает поездку в испытание для всех окружающих.
Кстати, в «Сапсанах» с этой проблемой справляются довольно элегантно. Там при отправлении по громкой связи вежливо просят пассажиров перевести телефоны в беззвучный режим, чтобы звуковые уведомления и медиа не мешали отдыху.
Такую практику стоило бы распространить и на другие поезда дальнего следования, и на пригородные электрички. Недавно мне довелось стать свидетелем ситуации, которая как раз и подтверждает эту необходимость. Произошло это в скоростной «Ласточке» по маршруту из Твери в Москву.
«Сделать погромче?» — дерзкий ответ на замечание
Вечерний рейс «Ласточки» отправлялся из Твери около девяти часов. В вагоне было не очень много народа, многие пассажиры, уставшие после дня, дремали, глядя в темные окна.
На одной из промежуточных станций в вагон с громким смехом вошла пара, лет двадцати пяти. Молодой человек устроился на сиденье и включил на всю громкость выступление какого-то комика. Судя по стилю и шуткам, это был один из резидентов «Comedy Club».
Текст, не обремененный глубоким смыслом, пестрел нецензурными выражениями и пошлыми остротами. Пассажиры в вагоне зашевелились, стали переглядываться и недовольно ворчать.
Минут через десять к нарушителю спокойствия подошла женщина предпенсионного возраста и сделала ему замечание в духе «Как вам не стыдно? Ведь люди отдыхают!».
«А что не так? Сделать погромче?» — ехидно ухмыльнулся парень в ответ, демонстрируя наглую улыбку.
Мужчина с соседнего ряда не выдержал и пригрозил хулигану «дать в нос». Только после этого парень немного поутих, выключил комиков, но… включил музыку. А «Ласточка» — поезд очень тихий. Теперь весь вагон слушал его плейлист. Девушка, которая была с ним, даже пыталась подпевать.
«Справедливость есть» — неожиданная развязка
Возможно, эта история так и осталась бы рядовым случаем хамства в общественном транспорте, если бы не ее финал.
Когда одни пассажиры смирились с шумом, а другие предпочли перейти в другой вагон, в салоне появились контролеры. Проверив билеты у нашей шумной парочки, они обнаружили, что те едут по билетам на обычную электричку, а не на скоростную «Ласточку».
Сначала молодые люди пытались делать вид, что не понимают, в чем проблема.
«Вот билет между станциями, как мы должны были понять, что он не подходит на эту электричку?» — включили они наигранное непонимание.
Контролеры были непреклонны: либо платите доплату за скоростной поезд, либо выходите. Благо, как раз в этот момент за окном показался Зеленоград. Наши герои, моментально сникнув, пулей выскочили из вагона на перрон.
«Вот так-то, справедливость есть», — с удовлетворением произнес тот самый мужчина, который ранее угрожал парню.
Мы с ним разговорились. Я высказал мнение, что вместо бесконечных объявлений с просьбой оплатить проезд (которые часто звучат, когда ты уже в пути), полезнее было бы периодически напоминать пассажирам о простых правилах поведения и уважении к окружающим.
Мой попутчик был уверен, что если человека не воспитали дома, в семье, то никакие объявления по громкой связи его не исправят. Воспитанный человек и так знает, как себя вести.
А как думаете вы? Могут ли помочь такие объявления или воспитание — это исключительно задача семьи?
